СУД: использование критерия отклонения цены заказчиком является правомерным (Закон № 223-ФЗ о закупках)

суд

Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 12 февраля 2016 года по делу №А56-28921/2015   признал, что использование заказчиком критерия отклонения цены с целью исключения экономически необоснованного снижения цены контракта участниками закупки является правомерным (соответствует действующему законодательству РФ о закупках).

Как следует из материалов дела, заказчиком проводился конкурс по выбору специализированной организации на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и лифтовой диспетчерской связи.

Пунктами 24 и 25 раздела № 2 конкурсной документации установлены критерии и порядок оценки и сопоставления заявок участников открытого конкурса.

В соответствии с пунктом 24 раздела № 2 конкурсной документации оценка заявок осуществляется с использование следующих критериев оценки заявок: цена договора — 30%, квалификация участника конкурса — 70%.

Пунктом 25 раздела № 2 конкурсной документации установлен порядок оценки заявок по критерию «Цена договора»: «Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Цена договора», определяется по соответствующей формуле, при этом участникам конкурса предложены размеры снижения цены в процентном отношении.

В соответствии с пунктом 25 конкурсной документации рейтинг, присуждаемый заявке участника по указанному критерию, определяется по формуле, в которую входит коэффициент отклонения цены (L). Значение коэффициента отклонения цены поставлено заказчиком в зависимость от предложенного участником конкурса понижения цены договора: если участником конкурса предложено понижение цены от 0% до 5%, то значение критерия отклонения цены равно «1», от 5% до 15% — «1,5», от 15% до 25% — «2», от 25% до 33% — «1,5», более 33% — «1».

Решение об установлении значений критерия отклонения цены принимается в соответствии с требованиями пункта 1.3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, где установлен принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Судами установлено, что указанные в пункте 25 раздела № 2 конкурсной документации значения критерия отклонения цены устанавливались с учетом того, что существенное снижение стоимости технического обслуживания и ремонта лифтов и лифтовой диспетчерской связи может привести к недовложению материалов и трудозатрат в регламентные работы подрядными организациями, что, соответственно, может привести к досрочному выходу из строя крупных дорогостоящих узлов лифтового оборудования, а также к снижению безопасности пользования лифтами. Расценки на техническое обслуживание лифтов устанавливаются Комитетом по тарифам, в рамках соответствующих методик и расчетов.

Организатор конкурса в обоснование указанной позиции представил в материалы дела копию письма СРО «Лифтсервис» от 29.01.2015 № 2, адресованное ООО «МЛМ Нева трейд» и копию письма организации «Национальный лифтовой союз» от 16.01.2014 № 4, адресованное прокурору города Санкт-Петербурга с аналогичной позицией по поводу установления подрядчиками низких цен на техническое обслуживание, отличных от расценок, утвержденных Комитетом по тарифам города Санкт-Петербурга.

Суды согласились с позицией УФАС в отношении оценки снижения цены на техническое обслуживание лифтового оборудования более чем на 25%, не усмотрев при этом какого-либо несоответствия действующему законодательству.

Суды оценили доводы антимонопольного органа, организатора торгов и обоснованно поддержали их позицию о том, что представитель заявителя не представил убедительного обоснования своих выводов и расчетов о возможном снижении цены на техническое обслуживание лифтового оборудования на 29% с учетом расценок, утвержденных Комитетом по тарифам города Санкт-Петербурга, и рыночной стоимости материальных ресурсов, необходимых при оказании и выполнении названных услуг, работ.

Доводы подателя кассационной жалобы, фактически повторяют его позицию, изложенную в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе, которым судами дана надлежащая правовая оценка.

Таким образом, у кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы Общества.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12  февраля 2016 года                                                                                                                                       Дело №А56-28921/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,

при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Контриковой И.С. (доверенность от 29.12.2015 № 02/34035), от общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 2 Выборгского района» Васильева А.А. (доверенность от 11.01.2016) и Масловой М.Г. (доверенность от 11.01.2016),

рассмотрев 10.02.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Брокер Внебиржевых рынков» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2015 (судья Синицына Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 (судьи  Борисова Г.В., Есипова О.И., Лопато И.Б.) по делу № А56-28921/2015,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Брокер Внебиржевых рынков», место нахождения: 197022, Санкт-Петербург, ул. Инструментальная, д. 3, лит. К, ОГРН 1137847200204, ИНН 7813563122  (далее – ООО «ОТС-БРОКЕР», Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), и просило:

— «признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, место нахождения: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее – Управление, УФАС, антимонопольный орган), от 02.02.2015 № 02/1797  по жалобе № Т02-31/15 в части неусмотрения в порядке, установленном заказчиком в конкурсной документации для оценки рейтинга заявок участников конкурса по критерию «цена договора», нарушений пункта 6.7 главы 7 Положения о закупках ООО «Жилкомсервис № 2 Выборгского района» и части 2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ;

— признать незаконными действия ООО «Жилкомсервис № 2 Выборгского района» по размещению заказа по закупке № 31502293155 (в виде открытого запроса предложений в электронной форме) на право заключения договора;

— признать недействительными результаты подведения итогов закупки                    № 31502293155 (протокол от 05.05.2015 № СОМ24041500111);

— признать недействительным договор от 06.05.2015 № 49, заключенный по итогам закупки № 31502293155».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 2 Выборгского района», место нахождения: 194156, Санкт-Петербург, пр. Пархоменко, 24/9, ОГРН 1089847130988,                          ИНН 7802429125 (далее – ООО «ЖКС № 2 Выборгского района», заказчик, организатор торгов) и открытое акционерное общество (в настоящее время – акционерное общество) «Единая электронная торговая площадка», место нахождения: место нахождения: 115114, Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5, ОГРН  1097746299353, ИНН 7707704692  (далее — Оператор).

Решением суда первой инстанции от 24.07.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.11.2015, в удовлетворении требований Обществу отказано полностью.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции от 24.07.2015 и постановление суда апелляционной инстанции от 16.11.2015 и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы не согласен с выводами судов относительно оценки заявок по критерию «цена договора»; полагает, что заказчиком нарушен принцип эффективного использования денежных средств, закрепленный в части 1 статьи 1, пункте 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»                              (далее – Закон № 223-ФЗ).

Оператором подано письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, которое судом удовлетворено.

В судебном заседании представители УФАС и ООО «ЖКС № 2 Выборгского района», ознакомившись с доводами кассационной жалобы, просили отказать в ее удовлетворении, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.

Общество и Оператор о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции считает решение от 24.07.2015 и постановление от 16.11.2015 законными и обоснованными.

Как следует из материалов дела, 29.12.2014 на официальном сайте в сети Интернет ООО «Жилкомсервис № 2 Выборгского района» разместило извещение № 31401888604 о проведении открытого конкурса по выбору специализированной организации на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и лифтовой диспетчерской связи. Процедура закупки осуществлялась в соответствии с Положением о закупке ООО «Жилкомсервис № 2 Выборгского района», утвержденным протоколом общего собрания 26.02.2013 и размещенным на сайте.

Общество, не являясь участником закупки, обратилось в УФАС с жалобой на неправомерные действия организатора открытого конкурса при проведении указанного конкурса, выразившиеся в требованиях конкурсной документации:

— «в нарушение пункта 6.7 главы 7 Положения о закупках и части 2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) пунктом 25 раздела № 2 конкурсной документации о порядке оценки по критерию «Цена договора» установлено, что участник конкурса, снизивший цену на 25,1 и более процентов, получит меньший балл, чем участник, снизивший цену на 20,1 — 25 процентов;

— в нарушение подпункта 4 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ подпунктом 2.4 раздела № 4 конкурсной документации установлено требование о наличии свидетельства саморегулируемой организации по видам деятельности;

— в нарушение части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ и части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ подпунктом 25 раздела № 2 конкурсной документации и подпунктом 2.4 раздела № 4 конкурсной документации к участникам открытого конкурса установлено требование о наличие заключенных договоров на выполнение аналогичных работ не меньше объемов заказчика 790 единиц и на сумму не менее 1 000 000 рублей. Требования, установленные в подпункте 25 раздела № 2 (Информационная карта) конкурсной документации, к объему и цене выше, чем требования к объему и цене, установленные подпунктом 2.4 раздела № 4 конкурсной документации».

По мнению Общества, действия заказчика не соответствуют положениям Закона № 223-ФЗ, что привело к установлению необоснованных требований к участникам конкурса.

Антимонопольным органом рассмотрена жалоба Общества, по результатам рассмотрения которой принято решение от 02.02.2015 № 02/1797 (регистрационный номер 02/1797 от 02.02.2015), которым жалоба Общества признана обоснованной. Комиссией УФАС установлено, что в действиях организатора торгов признаны нарушения пункта 2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, выразившиеся в неправомерном установлении требований о наличии необходимых свидетельств саморегулируемых организаций в подпункте 2.4 раздела № 4 и подпункте 25 раздела № 2 конкурсной документации, не являющихся обязательными для осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и лифтовой диспетчерской связи.

При этом антимонопольный орган не усмотрел нарушений пункта 6.7 главы 7 Положения о закупках и части 2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ в установленных значениях критерия «Цена договора».

На основании вышеуказанного решения от 02.02.2015 УФАС выдало организатору торгов (ООО «Жилкомсервис № 2 Выборгского района»)   предписание, которым предписало совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации открытого конкурса в электронной форме по выбору специализированной организации на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и лифтовой диспетчерской связи (извещение № 31401888604), в связи с чем провести процедуру оценки и сопоставления заявок в соответствии с конкурсной документацией без учета баллов по подкритерию № 8 «наличие необходимых свидетельств саморегулируемых организаций по всем видам деятельности: техническое обслуживание и ремонт лифтов, систем диспетчерского контроля» критерия «квалификация участника конкурса».

Заказчик, после внесения в конкурсную документацию предписанных изменений, возобновил торги путем размещения в сети Интернет извещения                    № 31502293155.

Общество не согласилось с указанным решением в части отсутствия в действиях организатора торгов нарушений пункта 6.7 главы 7 Положения о закупках и части 2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ в установленных значениях критерия «Цена договора», поскольку в соответствии с критериями, порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации, выигравшим торги на конкурсе не признается лицо, которое предложило цену договора ниже на 29% от начальной цены договора при прочих равных условиях других участников, что и явилось основанием для обращения его в арбитражный суд с заявлением.

Кассационная инстанция считает, что отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правильно установив обстоятельства дела и правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно исходили из следующего.

В силу части 2 статьи 18.1 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона  № 135-ФЗ (часть 20 статьи 18.1 названного Закона).

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Закон № 223-ФЗ регулирует отношения, связанные с закупкой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков. Целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

Извещение о закупке является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

В Положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. Способ проведения процедуры закупки определяется заказчиком на свое усмотрение (пункт 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ).

Судами по материалам дела установлено, что ООО «Жилкомсервис № 2 Выборгского района» осуществляло проведение открытого конкурса по выбору специализированной организации на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и лифтовой диспетчерской связи в соответствии с Положением о закупке, утвержденным 26.02.2013 и размещенным на сайте в сети Интернет.

Согласно пункту 6.5 главы 7 Положения о закупках организатора торгов правила оценки и сопоставления конкурсных заявок определяются конкурсной документацией.

Положением о закупках организатора торгов предусмотрено, что на основании результатов оценки заявок каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер (пункт 6.7 главы 7 Положения о закупках).

Пунктами 24 и 25 раздела № 2 конкурсной документации установлены критерии и порядок оценки и сопоставления заявок участников открытого конкурса.

В соответствии с пунктом 24 раздела № 2 конкурсной документации оценка заявок осуществляется с использование следующих критериев оценки заявок: цена договора — 30%, квалификация участника конкурса — 70%.

Пунктом 25 раздела № 2 конкурсной документации установлен порядок оценки заявок по критерию «Цена договора»: «Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Цена договора», определяется по соответствующей формуле, при этом участникам конкурса предложены размеры снижения цены в процентном отношении.

В соответствии с пунктом 25 конкурсной документации, опубликованной ООО «Жилкомсервис № 2 Выборгского района» при размещении извещения                    № 31502293155, рейтинг, присуждаемый заявке участника по указанному критерию, определяется по формуле, в которую входит коэффициент отклонения цены (L). Значение коэффициента отклонения цены поставлено заказчиком в зависимость от предложенного участником конкурса понижения цены договора: если участником конкурса предложено понижение цены от 0% до 5%, то значение критерия отклонения цены равно «1», от 5% до 15% — «1,5», от 15% до 25% — «2», от 25% до 33% — «1,5», более 33% — «1».

Решение об установлении значений критерия отклонения цены принимается в соответствии с требованиями пункта 1.3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, где установлен принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Судами установлено, что указанные в пункте 25 раздела № 2 конкурсной документации значения критерия отклонения цены устанавливались с учетом того, что существенное снижение стоимости технического обслуживания и ремонта лифтов и лифтовой диспетчерской связи может привести к недовложению материалов и трудозатрат в регламентные работы подрядными организациями, что, соответственно, может привести к досрочному выходу из строя крупных дорогостоящих узлов лифтового оборудования, а также к снижению безопасности пользования лифтами. Расценки на техническое обслуживание лифтов устанавливаются Комитетом по тарифам, в рамках соответствующих методик и расчетов.

Организатор конкурса в обоснование указанной позиции представил в материалы дела копию письма СРО «Лифтсервис» от 29.01.2015 № 2, адресованное ООО «МЛМ Нева трейд» и копию письма организации «Национальный лифтовой союз» от 16.01.2014 № 4, адресованное прокурору города Санкт-Петербурга с аналогичной позицией по поводу установления подрядчиками низких цен на техническое обслуживание, отличных от расценок, утвержденных Комитетом по тарифам города Санкт-Петербурга.

Суды согласились с позицией УФАС в отношении оценки снижения цены на техническое обслуживание лифтового оборудования более чем на 25%, не усмотрев при этом какого-либо несоответствия действующему законодательству.

Суды оценили доводы антимонопольного органа, организатора торгов и обоснованно поддержали их позицию о том, что представитель заявителя не представил убедительного обоснования своих выводов и расчетов о возможном снижении цены на техническое обслуживание лифтового оборудования на 29% с учетом расценок, утвержденных Комитетом по тарифам города Санкт-Петербурга, и рыночной стоимости материальных ресурсов, необходимых при оказании и выполнении названных услуг, работ.

Доводы подателя кассационной жалобы, фактически повторяют его позицию, изложенную в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе, которым судами дана надлежащая правовая оценка.

Таким образом, у кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы Общества.

При подаче кассационной жалобы заявителем излишне уплачено 1 500 руб. государственной пошлины, и силу статьи 104 АПК РФ государственная пошлина в указанном размере подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 104, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

                                               п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 по делу № А56-28921/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ОТС-БРОКЕР» — без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ОТС-БРОКЕР» (место нахождения: 197022, Санкт-Петербург, ул. Инструментальная, д. 3, лит. К, ОГРН 1137847200204, ИНН 7813563122) из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе по платежному поручению от 08.12.2015 № 573.

 

Председательствующий                                                         А.В. Асмыкович

Судьи                                                                                       О.А. Алешкевич

Судьи                                                                                      И.Г. Савицкая

 

Скачать:

— постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.02.2016 г. по делу № А56-28921/2015.

 

Автор:

Дон Виктор Викторович,   руководитель Центра консультаций по закупкам Балтийского тендерного центра, юрист-практик

Источник: ©Балтийский тендерный центр