Госзаказчик при закупке любых лекарств должен определять НМЦК лишь методом сопоставимых рыночных цен.

Mineconom2
По мнению Минэкономразвития, для обоснования начальной (максимальной) цены контракта при закупке как жизненно необходимых и важнейших лекарств, так и не являющихся таковыми нужно использовать только метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Эту же позицию госорган высказывал и ранее.
Напомним, госзаказчики обязаны обосновать НМЦК при подготовке плана-графика и закупочной документации. Для этого по Закону N 44-ФЗ они используют один или несколько следующих методов:
— метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
— нормативный метод;
— тарифный метод;
— проектно-сметный метод;
— затратный метод.
Если невозможно использовать перечисленные методы, госзаказчики вправе применить иные. Однако в этом случае потребуется обоснование, почему невозможно использовать предусмотренные законом методы.
Напомним, за включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует законодательству, должностное лицо госзаказчика могут оштрафовать. Размер штрафа составляет от 20 тыс. до 50 тыс. руб.
Документ: Письмо Минэкономразвития России от 22.02.2017 N Д28и-1228
Текст письма Минэкономразвития России от 22.02.2017 N Д28и-1228
Вопрос: Об определении НМЦК при осуществлении закупки лекарственных препаратов.
 
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 февраля 2017 г. N Д28и-1228
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 390-ФЗ внесены изменения в том числе в часть 10 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, согласно которым, в случае если при закупке лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее — ЖНВЛП), участником закупки предложена цена за единицу товара выше предельной отпускной цены, указанной в государственном реестре предельных отпускных цен производителей, заявка такого участника отклоняется при наличии одного из следующих условий:
— участник закупки является производителем таких лекарственных препаратов;
— НМЦК выше 10 млн рублей (для обеспечения федеральных нужд);
— НМЦК выше размера, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и не более 10 млн рублей (для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд).
Таким образом, при осуществлении закупки лекарственных препаратов, как включенных в перечень ЖНВЛП, так и не включенных, НМЦК определяется только посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Необходимо отметить, что определение «предельная отпускная цена лекарственного препарата», используемое в Законе N 44-ФЗ, употреблено в значении, соответствующем терминологии Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон N 61-ФЗ).
Следует также отметить, что согласно части 1 статьи 62 Закона N 61-ФЗ ведется государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП. Правила государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов». Из указанных Правил следует, что предельные отпускные цены регистрируются и включаются в указанный реестр без учета налога на добавленную стоимость (далее — НДС).
Таким образом, при подготовке участником закупки предложения о цене контракта на закупку ЖНВЛП к зарегистрированной предельной отпускной цене производителя добавляется НДС.
Следует отметить, что Закон N 390-ФЗ предоставил субъектам Российской Федерации право самостоятельно оценить возможности закупок лекарственных препаратов на территории субъекта Российской Федерации по цене производителей либо по цене, учитывающей оптовую надбавку. Такие возможности в каждом субъекте определяются совокупностью различных факторов, в том числе наличием производителей лекарственных препаратов, развитием дистрибьюторской сети, бюджетной возможностью субъекта Российской Федерации.
В целях недопущения неэффективного расходования денежных средств при закупке лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, Минэкономразвития России рекомендует высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации установить предельный размер НМЦК, предусмотренный пунктом 2 части 10 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ
22.02.2017