В каталог госзакупок вкрались поправки. Минфин пересмотрел принципы построения государственного прейскуранта.
Минфин предложил правительству резко изменить правила формирования, ведения и использования единого каталога товаров, работ и услуг для нужд госзакупок — он должен стать обязательным для применения 1 октября 2017 года. Это часть реформы по переходу к электронным торгам и контролю их эффективности, нацеленная на борьбу с сокрытием закупок роскоши и объектов с «нетрадиционными наименованиями». Но Минфин внезапно отказался от разработанных Минэкономики структуры и принципов формирования каталога — как и от взаимодействия с региональными информсистемами госзаказа. По мнению участников рынка, новые правила менее конкретны и могут «поставить крест на улучшении ценообразования в регионах».
Минфин опубликовал поправки к правилам формирования, ведения и использования в Единой информационной системе (ЕИС) каталога товаров, работ и услуг для госзакупок. Его создание предусмотрено законом о госзакупках 44-ФЗ. Каталог призван упростить регулирование торгов и контроль их эффективности, обеспечив сопоставимость цен. Без него невозможен и запланированный на июль 2018 года переход к полностью электронным закупкам — это ключевая часть буксующей уже несколько лет реформы, ответственность за которую перешла от Минэкономики к Минфину.
Описание видов закупок к 1 октября 2017 года должно быть готово к обязательному применению. Но разработанную Минэкономики и утвержденную Белым домом структуру каталога Минфин накануне его запуска неожиданно отверг. В пресс-службе Минфина “Ъ” объяснили появление поправок новыми полномочиями ведомства, заявив, что изменения «обусловлены возникшими вопросами при формировании разделов каталога»: предложено формировать позиции каталога «при участии отраслевых федеральных органов исполнительной власти», и «в целях обеспечения интеграции каталога с иными государственными информационными системами изменить порядок формирования позиции каталога и ее кода».
В версии Минэкономики каждой позиции в каталоге на основе Общероссийского классификатора ОКПД-2 должен присваиваться 21-разрядный код, обозначающий объект закупки. Алгоритм кодирования привязывал позиции каталога к ОКПД-2 с четко описанной навигацией. Минфин предлагает правительству исключить все эти пункты из правил, а объем информации «устанавливать нормативными правовыми актами», которые будут «вправе», но не обязаны применять заказчики. Какие ведомства должны издавать эти акты и что понимается под «объемом», в поправках не указано. Код позиции при включении в каталог будет присваиваться машинным способом, то есть произвольно, его связь с формируемым заказчиками кодом закупки исключается.
Отметим, что Минфин «подвесил» и сроки введения каталога для закупок лекарств. Напомним, казначейство должно было запустить каталог медицинских препаратов (они проще всего учитываются по международному непатентованному наименованию) с 1 марта. Однако поправки предполагают, что требования к формированию каталога вступают в силу «в отношении товаров, работ, услуг с 1 октября 2017 года, за исключением лекарственных препаратов». Знакомые с ситуацией чиновники говорят, что модель ИАС «Ростеха» до сих пор не внедрена, не приняты и необходимые для этого акты Минздрава.
Исключил Минфин и предусмотренное нынешней редакцией правил взаимодействие ЕИС с региональными информсистемами закупок, при этом взаимодействие с отраслевыми системами федеральных органов будет усилено. Новая цель использования каталога — обеспечить уже не единообразие наименования товаров, работ и услуг, а лишь «применение информации» о них. Менее конкретно будут описаны и требования к техподдержке пользователей. В Минэкономики комментировать поправки отказались, сославшись на то, что по распоряжению правительства «тема закупок передана в Минфин».
Обе версии правил инструктируют заказчиков для подготовки закупок, на иных участников которых эти требования не распространяются, а санкции за их нарушение отсутствуют: фактически это «некое пожелание в виде целеполагания», отметил глава РАД (одной из шести электронных площадок по госзакупкам) Андрей Степаненко. Наличие у заказчика права, а не обязанности применять нормативный акт означает, что заказчик сам может решать, действует он в конкретном случае или нет, удивлен глава РАД. Вместо «наименования товара» в каталог включается «информация о товаре», что имеется в виду под «обеспечением» ее применения, неясно, перечисляет он спорные формулировки.
Ряд собеседников “Ъ” отмечают, что предложенный Минфином подход близок к структуре региональной системы закупок Москвы, с которой изначально собиралось взаимодействовать и Минэкономики, впоследствии отказавшееся от этой идеи. Но в других регионах отказ Минфина от взаимодействия с их системами вызывает опасения. «Проект означает, что работа над формированием перечня товаров, работ и услуг, который должен вступить в силу 1 октября, на федеральном уровне еще впереди, хотя в регионах этот этап во многом уже пройден и уже идет работа над нормированием»,— отмечает глава комитета по госзаказу Санкт-Петербурга Дмитрий Сачков. По его мнению, «исключение роли субъектов РФ при формировании федерального каталога поставит крест на улучшении работы над ценообразованием в регионах». Ограничение же свободы регионов формировать перечень самостоятельно «приведет к трудностям введения единого каталога — он не будет учитывать потребности, климатические условия и иные особенности закупок в регионах», говорит он.