Профстандарты в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

profstandart

В статье Кирилла Чагина «Профстандарты в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ», размещённой на электронной площадке OTC.RU, достаточно подробно  и доступно раскрыто содержание профстандартов «специалист в сфере закупок» и «эксперт в сфере закупок».

Впервые понятие «профессиональный стандарт» появилось в нормативной базе почти 4 года назад – в так называемом «майском» указе Президента РФ №5971. В этом документе шла речь в том числе о необходимости подготовить и внести в Госдуму проект федерального закона о внесении в законодательство РФ изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профстандартов; утвердить план их разработки; разработать и утвердить не менее 800 таких стандартов. В декабре 2012 г. в Трудовом кодексе появилось определение «профессионального стандарта»: под ним понималась характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности2.

В январе 2013 г. Правительством РФ были приняты Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов3. После этого Минтруд РФ начал разрабатывать и утверждать профстандарты, а также вести их реестр на специализированном Интернет-сайте http://profstandart.rosmintrud.ru (на середину апреля 2016 г. таких стандартов было уже утверждено более 800).

К разработке стандартов привлекаются научные и образовательные организации, действующие в той или иной профессиональной сфере, органы государственной власти местного самоуправления.

Наконец, в мае 2015 г. были приняты важные изменения в Трудовой кодекс РФ4, в соответствии с которыми с 1 июля 2016 г. профстандарты будут обязательны для применения работодателями, если обязательность их применения будет установлена в Трудовом кодексе РФ, других федеральных законах или иных нормативных правовых актах РФ5. Если же такого требования не будет, то профстандарты должны применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда5. По сути это означает, что если, например, в федеральном законодательстве об образовании указано, что лица, имеющие право на занятие педагогической деятельностью, должны в числе прочего отвечать квалификационным требованиям, установленным в профстандартах6, то работодатель (образовательная организация) должен обеспечивать соответствие своих педагогических работников этому требованию.

А вот если, скажем, в отношении такого работника, как «ведущий телевизионной программы», требования к квалификации установлены только в профессиональном стандарте, а в нормативных правовых актах требования о соответствии такого работника данному профстандарту не содержится, то работодатель вправе и не предъявлять к работнику данные требования (например, по уровню образования), если в связи с теми или иными «особенностями организации производства и труда» это не представляется возможным.

Кроме того, с 1 июля 2016 г. вступит в силу норма, согласно которой Правительство РФ будет иметь право с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливать особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50 % акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности7. Это означает, что в скором времени могут появиться отдельные решения Правительства РФ, обязывающие перечисленные выше организации применять в своей деятельности те или иные стандарты.

1 Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

2 Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании», статья 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

3 Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».

4 Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

5 Ст. 195.3 ТК РФ.

6 Ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

7 Ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Отметим, что под применением профстандарта работодателем понимается их использование «при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления»8.

Профстандарты не обошли и сферу закупок. Осенью 2015 г. были утверждены 2 таких стандарта: «специалист в сфере закупок» и «эксперт в сфере закупок»9. Разработчиками обоих стандартов являются Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Междисциплинарный академический центр социальных наук «Интерцентр» и Всероссийский профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций.

Пока ни законом 44-ФЗ, ни законом 223-ФЗ не установлено требование о строгом соответствии закупщиков этим профстандартам (см. для сравнения ситуацию в законодательстве в образовании, описанную выше). Лишь в 44-ФЗ указывается, что работники контрактной службы/контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок10. Никаких других ссылок на профстандарты ни в этих законах, ни в подзаконных нормативных правовых актах нет, равно как нет и положения об обязательном применении этих профстандартов и в утверждающих их приказах Минтруда РФ11. Но нельзя исключать появления такого требования в будущем как по отношению ко всем заказчикам, работающим по тому или иному закону, так и в отношении отдельных категорий организаций (см. выше). Поэтому ознакомиться с содержанием этих профстандартов заказчикам стоит уже сейчас, и в данной статье, собственно, и делается соответствующий обзор.

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок»

Наименование вида профессиональной деятельности, на который распространяется данный стандарт, сформулирован как «деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд». Таким образом, стандарт распространяется как на закупки в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ.

Стандарт включает в себя 4 обобщенные трудовые функции и 9 соответствующих каждой из них трудовых функций:

Таблица 1.
Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд 1. Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги
2. Подготовка закупочной документации
3. Обработка результатов закупки и заключение контракта
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд 4. Составление планов и обоснование закупок
5. Осуществление процедур закупок
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта 6. Проверка соблюдений условий контракта
7. Проверка качества представленных товаров, работ, услуг
4. Контроль в сфере закупок 8. Мониторинг в сфере закупок
9. Аудит и контроль в сфере закупок

Обратим внимание, что не все трудовые функции в полной мере могут относиться к практике применения сразу обоих законов. Например, ни о каком обосновании закупок в 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ не упоминается, хотя, конечно, такая процедура может в принципе предусматриваться положением о закупке конкретного заказчика. Кроме того, мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ вообще относятся не к полномочиям заказчиков, а к полномочиям государственных и муниципальных органов. В этой связи рассмотрим, с какими возможными должностями соотнесены трудовые функции стандарта:

Таблица 2.
Обобщенные трудовые функции Возможные наименования должностей сотрудников
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд
  • Специалист по закупкам
  • Работник контрактной службы
  • Контрактный управляющий
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд
  • Старший специалист по закупкам
  • Консультант по закупкам
  • Работник контрактной службы
  • Контрактный управляющий
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта
  • Ведущий специалист по закупкам
  • Работник контрактной службы
  • Заместитель руководителя подразделения
  • Руководитель подразделения
  • Руководитель контрактной службы
  • Контрактный управляющий
4. Контроль в сфере закупок
  • Советник
  • Заместитель руководителя
  • Руководитель

Как можно понять из приведенной таблицы, на практике возможны различные комбинации.

Например, если у заказчика, осуществляющего закупки только по 223-ФЗ, работает один сотрудник, который занимается всеми вопросами, связанными с закупками, то его должность должна называться «ведущий специалист по закупкам», поскольку именно такая должность позволяет выполнять все три первые обобщенные трудовые функции, которые могут относиться к деятельности заказчика.

Если закупками у заказчика занимается группа сотрудников, то каждый из этих сотрудников может заниматься выполнением своей собственной обобщенной трудовой функции в соответствии со своей должностью, например, обеспечением закупок – специалист, осуществлением закупок – старший специалист или консультант, а экспертизой результатов и приемкой результатов контракта – ведущий специалист или руководитель подразделения (его заместитель).

Что же касается последней обобщенной трудовой функции по контролю в сфере закупок, то, как уже говорилось выше, в отношении заказчиков как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ она неприменима.

К сотруднику, выполняющему ту или иную обобщенную трудовую функцию, предъявляются в соответствии со стандартом определенные требования:

Таблица 3.
Обобщенные трудовые функции Предъявляемые требования
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Высшее образование – бакалавриат, дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок, опыт практической работы – не менее 3 лет в сфере закупок.
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта Высшее образование – специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок, опыт практической работы – не менее 4 лет в сфере закупок.
4. Контроль в сфере закупок Высшее образование – специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок, опыт практической работы – не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2 лет.

Как показывает приведенная таблица, если у заказчика закупками (в том числе приемкой результатов контракта) занимается, например, только один сотрудник, то он должен отвечать достаточно высоким требованиям – иметь высшее образование по специалитету или магистратуре, пройти дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и иметь опыт практической работы в сфере закупок не менее 4 лет. Если же таких сотрудников несколько и они выполняют разные обобщенные трудовые функции, то требования к ним могут предъявляться разные в зависимости от выполняемой функции. Самые высокие требования в любом случае предъявляются сотруднику, который занимается приемкой результатов контракта.

В зависимости от сложности каждой обобщенной трудовой функции в стандарте присвоен свой уровень квалификации12 : самый низкий (5-й) у первой функции «Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд», а самый высокий (8-й) – у последней «Контроль в сфере закупок». Вторая и третья обобщенные трудовые функции соотнесены с 6-м и 7-м уровнями квалификации соответственно. В принципе, уровни квалификации коррелируют с предъявляемыми требованиями – чем выше требования, тем выше и уровень.

В рассматриваемом стандарте каждая трудовая функция, входящая в состав обобщенной трудовой функции (см. Таблицу 1), в свою очередь, расписана по составляющим ее трудовым действиям, необходимым умениям и знаниям.

Пример 1

Рассмотрим трудовую функцию «предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги».

Для выполнения этой функции сотрудник должен осуществлять следующие трудовые действия:

1. Обрабатывать и анализировать информацию о ценах на товары, работы, услуги.

2. Готовить и направлять приглашения к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами.

3. Обрабатывать, формировать и хранить данные, информацию, документы, в том числе полученные от поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Для выполнения указанных трудовых действий сотрудник должен обладать следующими умениями:

1. Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций.

2. Создавать и вести информационную базу данных.

3. Изготавливать документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию.

4. Обобщать полученную информацию, цены на товары, работы, услуги, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы.

И, наконец, сотрудник должен обладать следующими знаниями:

1. Требования законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок.

2. Основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам.

3. Основы антимонопольного законодательства.

4. Основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам.

5. Особенности ценообразования на рынке (по направлениям).

6. Методы определения и обоснования начальных максимальных цен контракта.

7. Основы информатики в части применения к закупкам.

8. Этика делового общения и правила ведения переговоров.

9. Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок.

10. Требования охраны труда.

Кроме того, при выполнении трудовой функции сотрудник должен следовать ряду этических норм (соблюдать этику делового общения, не разглашать материалы рабочих исследований и т.д.).

Отметим, что опять же не все трудовые действия, содержащиеся в стандарте, могут одновременно относиться к закупочной деятельности как по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ. Например, трудовая функция «составление планов и обоснование закупок» содержит трудовое действие «разработка плана-графика и осуществление подготовки изменений для внесения в план-график». В деятельности заказчика, который ведет закупочную деятельность только в рамках 223-ФЗ, никакие планы-графики не предусмотрены, этот заказчик составляет только планы закупки. Однако если потенциально заказчик может попасть под действие 44-ФЗ (например, получить бюджетную инвестицию, расходование средств которой предусмотрено с применением именно этого закона, предусматривающего применение планов-графиков), то рекомендуется сразу включать данные трудовые действия в должностные инструкции сотрудников с добавлением оговорки «в установленных законодательством РФ случаях».

Профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок»13

Данный стандарт включает следующие обобщенные трудовые функции и соотнесенные с ними трудовые функции:

Таблица 1.
Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
Консультирование в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Мониторинг рынка предмета закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд
Консультирование по закупочным процедурам
Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Экспертиза закупочной процедуры
Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта
Организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Управление организацией, обеспечивающей консультирование и экспертизу в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд
Проведение аттестации (оценки профессиональной квалификации) и контроль повышения профессионального уровня работников в структурном подразделении или в организации
Исследование теоретических и практических проблем закупочной деятельности

К практической деятельности заказчиков здесь может быть отнесена только трудовая функция «экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта». Причем эта функция может реализовываться только в рамках 44-ФЗ, который обязывает заказчиков проводить экспертизу для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, но позволяет заказчику в определенных случаях проводить ее, не привлекая внешних экспертов, а «своими силами»14. Возможная должность, которую занимает сотрудник заказчика, осуществляющий эту функцию – контрактный управляющий. К нему предъявляются достаточно высокие требования – наличие высшего образования (специалитет, магистратура), наличие дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок), наличие опыта практической работы в сфере закупок не менее 4 лет.

Пример 2

Для выполнения функций контрактного управляющего сотрудник должен осуществлять следующие трудовые действия:

1. Осуществление экспертизы выполнения контракта.

2. Осуществление экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.

3. Осуществление проверки соответствия фактов и данных при экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.

4. Осуществление проверки соответствия качества товаров, услуг, работ при экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.

5. Составление и оформление по результатам экспертизы документа в виде заключения.

Для выполнения указанных трудовых действий сотрудник должен обладать следующими умениями:

1. Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций.

2. Выявлять при осуществлении экспертизы нарушения выполнения контракта.

3. Выявлять при осуществлении экспертизы нарушения результатов, предусмотренных контрактом.

4. Выявлять при осуществлении проверки нарушения качества товаров, услуг, работ.

5. Составлять и оформлять по результатам экспертизы документ в виде заключения.

И, наконец, для выполнения данной трудовой функции сотрудник должен обладать достаточно широким кругом следующих знаний:

1. Требования законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок.

2. Основы гражданского, бюджетного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам.

3. Экономические основы и особенности ценообразования на рынке по направлениям.

4. Основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам.

5. Основы статистики в части применения к закупкам.

6. Особенности составления закупочной документации.

7. Порядок установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг.

8. Особенности претензионной работы.

9. Методология проведения экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.

10. Этика делового общения и правила ведения переговоров.

11. Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок.

12. Требования охраны труда.

Также как и в предыдущем стандарте (см. выше) к сотруднику предъявляются требования по соблюдению ряда этических норм. Уровень квалификации сотрудника в данном случае – 7.

8 Пп. «а» п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».

9 Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» и Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок».

10 Ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

11 Для сравнения – такое положение, например, содержится в приказах Минтруда РФ, утвердивших профессиональные стандарты в сфере социального обслуживания.

12 См. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов».

13 Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок».

14 Части 3 и 4 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

 

Источник: электронная площадка OTC.RU