Новые требования законодательства в сфере закупок строительных и проектно-изыскательских работ с 01.07.2017 г.: краткий обзор правовых проблем применения Закона №372-ФЗ в закупочной деятельности (44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ №615)

stroitelstvo

С 01.07.2017 г. вступил в силу федеральный закон от 03.07.2016 N 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – 372-ФЗ).

Данный закон внёс изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», касающихся изменений законодательства о саморегулируемых организациях (далее по тексту – СРО) в сфере строительства, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий.

При этом ряд положений этого закона напрямую  касается закупочной деятельности заказчиков, осуществляемой  в рамках  федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе  в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  (далее – Закон № 44-ФЗ о контрактной системе, 44-ФЗ), федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ о закупках, 223-ФЗ)   и постановления  Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – ПП РФ № 615).

Большинство специалистов в сфере закупок уже, наверняка, слышали о данных изменениях законодательства РФ о СРО в сфере строительства и столкнулись с проблемами его применения.

Следует отметить, что в интернете в настоящее время содержится очень много информации о данной реформе СРО, которая в основном посвещена особенностям функционирования СРО в сфере строительства, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий, а также новым обязанностям СРО и их членов. При этом исключительно мало какой-либо практически полезной информации, касающейся практики применения новых требований законодательства в сфере закупок строительных и проектно-изыскательских работ с 01.07.2017 г. в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ-615.

Между тем, данная реформа (372-ФЗ) создаёт значительное количество правовых проблем и потенциальных конфликтных ситуаций (споров) между заказчиками, уполномоченными органами, участниками закупок и контрольными органами в сфере закупок.

Настоящая статья подготовлена руководителем Центра консультаций в сфере закупок Балтийского тендерного центра, юристом-практиком Дон Виктором Викторовичем и представляет собой краткий обзор   проблем применения федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ при осуществлении закупок в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615.

Полную информацию о содержании проблем применения  372-ФЗ в сфере закупок, в том числе обоснование позиции автора по каждой из проблем, можно получить в августовском номере журнала «Государственные и муниципальные закупки» (информационный портал www.zakupki-portal.ru) либо в рамках вебинара, который  будет проводиться  21.07.2017 в 10:00 (организатор – АНО ДПО «БИРПП»).

Суть реформы законодательства о СРО в сфере строительства, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий применительно к сфере закупок в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615

1-Й   ПРАКТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЙ АСПЕКТ (ПОЛОЖЕНИЕ) РЕФОРМЫ: С 01.07.2017 Г.  ОТ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПКИ НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ СВИДЕТЕЛЬСТВА СРО О ДОПУСКЕ К ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ РАБОТ

С 01.07.2017 года при осуществлении закупок   работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также проектно-изыскательских работ заказчики в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615 не вправе требовать от участников таких закупок копию свидетельства СРО о допуске к соответствующим видам работ.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ

«О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

Статья 3.3

1. С 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Право участника закупки – юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по соответствующим договорам, заключаемым с заказчиками в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ № 615, возникает у участника с момента вступления в саморегулируемую организацию (см. часть 1 статьи 55.8 ГрК РФ).

При этом  в  новой редакции Градостроительного кодекса РФ, действующей с 01.07.2017 г.,  отсутствует необходимость для участника закупки —  юридического лица или индивидуального предпринимателя иметь свидетельство СРО о допуске к отдельным видам работ,  предусмотренным приказом Минрегионразвития России  от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – приказ Минрегионразвития России № 624).

В отличие от ранее действовавшего законодательства РФ, членство в СРО в сфере строительства, архитектурно-строительного проектирования, инженерных изысканий требуется от участника закупки в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615   ВСЕГДА независимо от того влияют ли выполняемые работы на безопасность объекта капитального строительства или не влияют.

К исключениям из данного правила, когда от участника закупки в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615 не требуется обязательное членство в СРО относятся следующие случаи:

1-е исключение, когда не требуется членство в СРО:  договор на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, на выполнение работ по подготовке проектной документации, на выполнение инженерных изысканий заключается не с заказчиком в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615 (см. ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48, ч. 2 ст. 52 ГрК РФ). Например, договоры субподряда между генеральным подрядчиком, генеральным проектировщиком и субподрядчиками (соисполнителями).

2-е исключение, когда не требуется членство в СРО:   стоимость работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства по заключённому договору (контракту) не превышает 3 млн. рублей (см.  ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ).

3-е исключение, когда не требуется членство в СРО :  строительные работы не относятся к строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а являются текущим ремонтом или техническим обслуживанием объекта капитального строительства (см. ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ).

Понятие «капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов)»приведено в пункте 14.2, а понятия «строительство» и «реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов)» содержатся в пунктах 13 и 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии со статьёй 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация построенного, реконструированного, введенного в эксплуатацию здания, сооружения должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Данные работы не относятся к строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства и не требуют для заключения договора (контракта) членства участника закупки в СРО.

4-е исключение, когда членство в СРО не требуется: Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту не выполняются на объектах, не относящихся к объектам капитального строительства (см. ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ).

Понятие «объект капитального строительства» и его признаки приведены в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.

5-е исключение, когда членство в СРО не требуется:  Членство в СРО не требуется для отдельных категорий юридических лиц, учреждённых публично-правовыми образованиями в случаях, перечисленных в   части 2.1 статьи 47, части 4.1 статьи 48, части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ. 

2-Й   ПРАКТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЙ АСПЕКТ (ПОЛОЖЕНИЕ) РЕФОРМЫ: С 01.07.2017 Г. ДЕЙСТВУЕТ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ЧЛЕНСТВА СРО В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Это означает, что участник закупки – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства с 01.07.2017 г.  должны быть зарегистрированы в СРО субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирован данный участник закупки, как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (см. п. 1 ч. 3 ст. 55.4 ГрК).

В случае невыполнения данного требования о перерегистрации в СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по месту своего нахождения участник закупки подлежит исключению из членов действующей СРО (см. ч. 6, 7 ст. 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).

Региональный принцип регистрации членов СРО — участников закупки не распространяется на проектно-изыскательские работы (действует только для сферы строительства).

3-Й   ПРАКТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЙ АСПЕКТ (ПОЛОЖЕНИЕ) РЕФОРМЫ: С 01.07.2017 Г.  ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРЕНТЫХ ПРОЦЕДУРАХ ЗАКУПОК У СРО УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ ДОЛЖЕН БЫТЬ СФОРМИРОВАН СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ФОНД ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ДОГОВОРАМ (КОНТРАКТАМ), ЗАКЛЮЧЁННЫМ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНКУРЕНТНЫХ ПРОЦЕДУР ЗАКУПОК

С 01.07.2017 г.  СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, архитектурно-строительного проектирования, инженерных изысканий, его члены несут субсидиарную ответственность по договорам (контрактам), заключённым с заказчиками в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615 (статья 60.1 ГрК РФ) с использованием конкурентных способов заключения договоров (контрактов).

Размер субсидиарной ответственности СРО по таким договорам (контрактам) членов СРО установлен в пределах ¼ средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств по возмещению реального ущерба и штрафов (неустоек) за неисполнение договоров (контрактов), заключенных с помощью конкурентных способов.

В целях реализации данной субсидиарной ответственности СРО формирует такой компенсационный фонд обеспечения исполнения договорных обязательств до 01.07.2017 г. путем внесения взносов своих членов в размерах, установленных частями 11 и 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ в зависимости от уровня ответственности (стоимости обязательств) членов СРО.

Таблица 1: Размеры взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств для членов СРО в области архитектурно-строительного проектирования или инженерных изысканий

Градостроительный кодекс РФ (часть 11 статьи 55.16)
Объем выполняемых работ Стоимость/
совокупный размер обязательств

Взнос в КФ обеспечения

договорных обязательств, рублей

1 уровень ответственности не превышает 25 млн. рублей 150 000
2 уровень ответственности не превышает 50 млн. рублей 350 000
3 уровень ответственности не превышает 300 млн. рублей 2 500 000
4 уровень ответственности 300 млн. рублей и более 3 500 000

Таблица 2: Размеры взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств для членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства

Градостроительный кодекс РФ (часть 13 статьи 55.16)
Объем выполняемых работ Стоимость/
совокупный размер обязательств

Взнос в КФ обеспечения

договорных обязательств, рублей

1 уровень ответственности не превышает 60  млн. рублей 200 000
2 уровень ответственности не превышает 500 млн. рублей 2 500 000
3 уровень ответственности не превышает 3 млрд. рублей 4 500 000
4 уровень ответственности не превышает 10 млрд. рублей 7 000 000
5 уровень ответственности 10 млрд. рублей и более 25 000 000

При отсутствии у СРО участника закупки компенсационного фонда обеспечения исполнения договорных обязательств ему запрещается заключать договоры (контракты) с помощью конкурентных процедур закупок, то есть участвовать в конкурентных процедурах закупок в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ № 615 (п. 1 ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ).

Также участнику закупки запрещается заключать новые договоры (контракты) с помощью конкурентных способов, если совокупный размер обязательств по договорам (контрактам), заключённым с помощью конкурентных способов, превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, то есть заявленный участником закупки уровень ответственности в своей СРО. 

В этом случае участник обязан самостоятельно увеличить размер внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена СРО либо он утрачивает право на заключение новых договоров (контрактов) с использованием конкурентных способов заключения договоров (контрактов) — см. п. 2 ч. 3, ч. 5, 6 ст. 55.8 ГрК РФ, по обязательствам, предусмотренным частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.

4-Й   ПРАКТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЙ АСПЕКТ (ПОЛОЖЕНИЕ) РЕФОРМЫ: СРО, СФОРМИРОВАВШИЕ КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ФОНД ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮТ МОНИТОРИНГ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ СВОИХ ЧЛЕНОВ, А ТАКЖЕ НАДЕЛЕНЫ ПРАВОМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗАКУПОК И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ ЧЛЕНОВ СРО ПО ТРЕБОВАНИЯМ ЗАКАЗЧИКОВ

СРО самостоятельно осуществляют мониторинг договорных обязательств своих членов по договорам (контрактам), заключённым по результатам конкурентных процедур закупок с помощью реестров договоров, контрактов, заключённых заказчиками и размещённых в единой информационной системе в сфере закупок.

В случае выявления превышения уровня ответственности (совокупного размера обязательств) участника закупки, исходя из которого участником был внесён взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, СРО вправе выдать участнику обязательное для исполнения предупреждение о внесении дополнительного взноса в фонд до следующего уровня ответственности члена СРО.

В связи с тем, что СРО несёт субсидиарную ответственность по договорам (контрактам), заключённых членами СРО с использованием конкурентных способов, оно имеет право подавать иски и участвовать в качестве лица, участвующего в деле при рассмотрении судебных споров о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам (контрактам) своих членов.

Кроме того, СРО имеет право осуществлять общественный контроль в сфере закупок (ч. 11 ст. 55.13 ГрК РФ).

Проблема № 1: Как правильно сформулировать требования к участникам закупки строительных и проектно-изыскательских работ?

При формировании требований к участникам закупок строительных и проектно-изыскательских работ большинство заказчиков, уполномоченных органов в документации о закупке в том или ином виде воспроизводит положения части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ.

Результатом этого является следующая или похожая ошибочная формулировка требований к участникам закупки:

Таблица 3: Пример формулировки требований к участникам закупки строительных работ из аукциона в рамках 44-ФЗ:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, в том числе:

а) участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

б) СРО, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

в) совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов закупок (в том числе с учетом возможного заключения контракта, являющегося предметом настоящего аукциона), не должен превышать уровень ответственности участника закупки по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

Указанные требования не применяются в отношении участников аукциона, предложивших цену контракта в размере 3 000 000 рублей и менее, а также в отношении юридических лиц, указанных в пп. 1-4 ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В указанной формулировке заказчиком допущены следующие типичные ошибки, которых необходимо избегать при формировании документации о закупке:

Ошибка № 1: Не учтены положения законодательства о дифференциации объектов капитального строительства с учётом их технической сложности и потенциальной опасности.

Согласно части 5 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ Правительством РФ должны быть установлены минимальные требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.

Такие требования реализованы путём издания постановления Правительства РФ от 11 мая 2017 г. № 559 «Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов» (далее по тексту — ПП РФ № 559), которое вступило в силу с 01.07.2017 г.

В результате требования к членам СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, архитектурно-строительного проектирования, инженерных изысканий дифференцируются с учетом технической сложности и потенциальной опасности   по категориям следующих объектов капитального строительства:

1. в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);

2. в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);

3. в отношении объектов использования атомной энергии.

Поэтому в документации о закупке заказчику недостаточно указать на наличие у члена саморегулируемой организации права соответственно выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а необходимо уточнить в отношении каких именно объектов капитального строительства:

— либо в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);

— либо в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);

— либо в отношении объектов атомной энергии.

Дело в том, что согласно ПП РФ № 559 к членам СРО, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, установлены специальные минимальные требования, которые могут быть увеличены СРО.

Поэтому отсутствие конкретизации в документации о закупке, о том правом выполнения работ на каких именно объектах капитального строительства должен быть наделён участник закупки (на обычных или на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, объектах использования атомной энергии) является ненадлежащим установлением требований к участникам закупки.

Ошибка № 2: Не учтено, что участник закупки при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам имеет право самостоятельно внести указанный дополнительный взнос и только в случае невнесения данного взноса утрачивает право на заключение нового договора (контракта).

Как следует из содержания приведённой формулировки, заказчик полагает, что если в результате заключения договора (контракта) по результатам конкурентной процедуры закупки уровень ответственности участника закупки превысит уровень, исходя из которого был внесён взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, то участник не соответствует требованиям действующего законодательства.

Пример:

Цена контракта на выполнение работ по строительству объекта, заключаемого по результатам аукциона, составляет 70 млн. рублей, что составляет 2 уровень ответственности члена СРО. Участником закупки до проведения данного аукциона был внесён взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в размере 200 000 рублей, что соответствует 1 уровню ответственности члена СРО (стоимость обязательств в пределах 60 млн. рублей).

Исходя из логики разработчика документации о закупке, данный участник не имеет права участвовать в закупке на основании пункта 2 части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ.

Однако, данный вывод является ошибочным по следующим причинам:

Во-первых, он (вывод) прямо противоречит части 6 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой участник закупки не может заключать новые договоры с использованием конкурентных способов, если он не внесёт дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств для повышения ответственности.

Во-вторых, комиссии по осуществлению закупок, рассматривающей заявку, никак не может быть известно исполнены участником закупки полностью или частично договорные обязательства по ранее заключенным договорам (контрактам) с использованием конкурентных процедур закупок.

Такая формулировка создаёт предпосылки для конфликтной ситуации с участником закупки и подачи обоснованной жалобы на действия заказчика, разработавшего и утвердившего документацию о закупке в подобном виде.

С учётом изложенного, представляется более правильной следующие формулировки документации:

Таблица 4: Пример предлагаемой формулировки требований к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства:

1. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки:

 

1) наличие у участника закупки права выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров

 

в отношении _______________________________________________________________

(указать категорию объектов капитального строительства:

— в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);

— в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);

— в отношении объектов использования атомной энергии).

 

2) уровень ответственности участника закупки — члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, соответствует требованиям части 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

 

3) уровень ответственности участника закупки – члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, соответствует требованиям пункта 2 части 3 статьи 55.8 и части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

 

Указанные требования не применяются в отношении участников  закупки, предложивших цену договора строительного подряда  в размере 3 000 000 рублей и менее, а также в отношении юридических лиц, указанных в части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таблица 5: Пример предлагаемой формулировки требований к участникам закупки на выполнение инженерных изысканий:

1. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки:

1) наличие у участника закупки права выполнять инженерные изыскания по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров

 

в отношении _______________________________________________________________

(указать категорию объектов капитального строительства:

— в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);

— в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);

— в отношении объектов использования атомной энергии).

 

2) уровень ответственности участника закупки — члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору на выполнение инженерных изысканий, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, соответствует требованиям части 10 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

 

3) уровень ответственности участника закупки – члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам на выполнение инженерных изысканий, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, соответствует требованиям пункта 2 части 3 статьи 55.8 и части 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

 

Указанные требования не применяются в отношении юридических лиц, указанных в части 2.1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таблица 6: Пример предлагаемой формулировки требований к участникам закупки на архитектурно-строительное проектирование:

1. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки:

1) наличие у участника закупки права осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на подготовку проектной документации, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров

 

в отношении _______________________________________________________________

(указать категорию объектов капитального строительства:

— в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);

— в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);

— в отношении объектов использования атомной энергии).

 

2) уровень ответственности участника закупки — члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору на подготовку проектной документации, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, соответствует требованиям части 10 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

 

3) уровень ответственности участника закупки – члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, соответствует требованиям пункта 2 части 3 статьи 55.8 и части 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

 

Указанные требования не применяются в отношении юридических лиц, указанных в части 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Проблема №2: Какой документ с 01.07.2017 г.  подтверждает право участника закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, архитектурно-строительному проектированию, инженерным изысканиям?

В связи с отменой с 01.07.2017 г. свидетельств СРО о допуске к определённому виду или видам работ многие специалисты по закупкам задаются вопросом о том, каким образом проверять соответствие участников закупок строительных и проектно-изыскательских работ новым требованиям.

Весьма популярной в настоящее время является точка зрения, что заменой свидетельства СРО является выписка из реестра членов саморегулируемой организации, которую участник закупки якобы должен предоставлять в составе своей заявки на участие в процедуре закупки.

Форма такой выписки из реестра членов СРО в настоящее время установлена приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.03.2017 № 45921).

Если правомерность истребования данной выписки в рамках Закона № 223-ФЗ у автора вопросов не вызывает, то её истребование в рамках Закона № 44-ФЗ о контрактной системе автору настоящей статьи представляется неправомерным.

В силу прямого указания закона – части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ право на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту возникает с момента вступления в СРО. В день вступления в силу решения саморегулируемой организации о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации саморегулируемая организация размещает такое решение на своем сайте в сети «Интернет», вносит в реестр членов саморегулируемой организации сведения о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, направляет в Национальное объединение саморегулируемых организаций, членом которого она является, уведомление о принятом решении.

Реестр членов СРО представляет собой общедоступный информационный ресурс, размещённый СРО в сети «Интернет» и содержащий систематизированную информацию о членах СРО, а также сведения о лицах, прекративших членство в СРО.

Помимо реестра членов СРО в Российской Федерации соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций на основании пункта 8 части 8 статьи 55.20 Градостроительного кодекса РФ ведётся Единый реестр членов саморегулируемых организаций, утвержденный приказом Ростехнадзора от 25.03.2015 №114 «Об утверждении формы единого реестра членов саморегулируемых организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.04.2015 № 36736).

Единый реестр членов СРО Национального  объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации (НОПРИЗ),  размещён в сети «Интернет» по адресу: http://nopriz.ru/nreesters/elektronnyy-reestr/

Единый реестр членов СРО  Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство (НОСТРОЙ) размещён в сети «Интернет» по адресу: http://reestr.nostroy.ru/reestr

Оба единых реестра содержат всю информацию о членах СРО, которые последние обязаны направлять в Национальное объединение саморегулируемых организаций, и являются доступными для ознакомления без взимания платы.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ выписка из реестра членов СРО не является обязательным документом для участника закупки – члена СРО, поскольку предоставляется только по запросу заинтересованного лица и имеет срок действия не более одного месяца.

В связи с этим правовая позиция заказчиков, уполномоченных органов, требующих у участника закупки указанную выписку из реестра членов СРО при проведении процедур закупок в рамках Закона № 44-ФЗ о контрактной системе представляется не основанной на законе.

С точки зрения автора настоящей статьи, желание заказчиков, уполномоченных органов требовать «бумажку» — выписку из реестра членов СРО   обусловлено не требованиями законодательства РФ о контрактной системе, а в большинстве случаев незнанием существования этих Единых реестров членов СРО Национальных объединений саморегулируемых организаций.

Между тем, проверка членов СРО установленным требованиям с помощью функционала Единого реестра членов СРО Национального объединения саморегулируемых организаций не представляет каких-либо объективных проблем для специалиста по закупкам.

Пошаговый алгоритм проверки:

ШАГ 1. Открываем с помощью любого браузера соответствующий Единый реестр членов СРО:

— единый реестр членов СРО НОСТРОЙ – см.: http://reestr.nostroy.ru/reestr ;

— единый реестр членов СРО НОПРИЗ – см: http://nopriz.ru/nreesters/elektronnyy-reestr/ .

ШАГ 2. Вводим данные участника закупки (примечание: проще всего поиск осуществлять по ИНН или ОГРН).

ШАГ 3. Получаем информацию о том членом какого СРО является участник.

Обзор от Дон Виктора Викторовича

ШАГ 4.  Смотрим информацию о размере взносов участника закупки в компенсационные фонды СРО.

Обзор от Дон Виктора Викторовича

На представленном скриншоте уважаемый читатель видит картину, которая наблюдается у большинства участников закупок строительных и проектно-изыскательских работ, в том числе и у крупных компаний, после 01.07.2017 г.:

— размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда – 0 рублей;

— размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств – 0 рублей.

При наличии таких данных в Едином реестре членов СРО Национального объединения саморегулируемых организаций никакая выписка из реестра членов СРО не освобождает заказчика, уполномоченный орган от необходимости направления письменного запроса в саморегулируемую организацию и Национальное объединение саморегулируемых организации о предоставлении выписок из реестра членов СРО и единого реестра членов СРО, соответственно.

Даже в том случае, если представленная «бумажка» (например, скан выписки из реестра членов СРО, предоставленная в заявке участника закупки) выглядит очень красиво с точки зрения специалистов заказчика, уполномоченного органа и греет их бюрократическую душу. Непроведение проверки в данном случае может повлечь привлечение к административной ответственности членов комиссии за необоснованный допуск или отказ в допуске участника закупки по результатам рассмотрения заявки.

Поэтому умение пользоваться указанными реестрами (их функционалом) является необходимым навыком для любого квалифицированного специалиста по закупкам после 01.07.2017 г.*

Пояснение: естественно, автором обзора учитывается то, что в период с 01.07.2017 (начала полной реализации 372-ФЗ) указанные реестры работают со сбоями и не все СРО добросовестно исполняют свои обязанности по своевременному предоставлению информации Нациальным объединениям СРО. Однако, как показывает собственный опыт проведения закупок, в подавляющем большинстве случаев информация из указанных Единых реестров членов СРО Нациальных объединений СРО подтверждается и что позоволяет выявить факт подделки свидетельства СРО (с 01.07.2017 г.  — скана выписки из реестра членов СРО участниками закупки). 

Проблема №3: Применяются ли новые требования к участникам закупок строительных и проектно-изыскательских работ о наличии у СРО, членами которого они являются, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)?

Данный вопрос имеет важнейшее практическое значение. Большое количество договоров (контрактов) на выполнение строительных и проектно-изыскательских работ заключается заказчиками   путём осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом в Градостроительном кодексе РФ с 01.07.2017 г. требуется наличие компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств у СРО, членами которого являются участники закупки, только в случае, если договор заключается участником закупки «с использованием конкурентных способов заключения договоров».

Что здесь подразумевает законодатель?

Если исходить из логики авторов реформы законодательства об изменении СРО (372-ФЗ), то ими согласно тем данным, что приводятся Национальными объединениями саморегулируемыми организациями строителей, подразумевались любые закупки в целом в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ № 615.

Однако, в отличие от авторов реформы (372-ФЗ), готовивших эти изменения в законодательство, любой грамотный специалист по закупкам знает разницу между конкурентными и неконкурентными способами закупки (закупкой у единственного   поставщика (подрядчика, исполнителя)).

Поэтому если исходить из буквального толкования законодательства наличие компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств требуется с 01.07.2017 г. только для СРО участников конкурентных процедур закупок.

Для участников закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по любым основаниям наличие у СРО участника компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств НЕ ТРЕБУЕСЯ.

Практические примеры:

1-й пример. Закупка строительных работ вследствие аварии в   объеме, который необходим для ликвидации ее последствий (пункт 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).

2-й пример.  Закупка строительных и проектно-изыскательских работ у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента РФ, либо в случаях, установленных поручениями Президента РФ, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства РФ (пункт 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).

3-й пример.  Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, установленных Положением о закупке для заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках.

4-й пример.  Закупки строительных работ, а также проектно-изыскательских в случае признания конкурентного способа определения подрядчика несостоявшимся (пункт 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).

Последний пример особенно интересен, поскольку контракт по этому основанию закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается и в тех случаях, когда была подана одна заявка или допущен к участию один участник торгов.

В этом случае в силу прямого указания закона   контракт заключается не с использованием конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которые не привели к заключению контракта (не состоялись), а с использованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Поэтому если, например, была подана одна заявка на участие в электронном аукционе или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе был допущен один участник электронного аукциона, то в данной ситуации на этапе рассмотрения вторых частей заявок участник закупки не может быть отклонён комиссией за несоответствие требованию наличия у его СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, поскольку по результатам данного несостоявшегося аукциона не заключается. Основанием заключения контракта в данной ситуации является не несостоявшийся электронный аукцион, а норма закона – пункт 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

В этих ситуациях заказчику для заключения договора (контракта) с участником закупки информация об уровне его ответственности в рамках компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств не нужна, а нужна информация только об уровне ответственности участника закупки в рамках компенсационного фонда возмещения вреда.

Таблица 7: Размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда в области архитектурно-строительного проектирования или инженерных изысканий

Градостроительный кодекс РФ (часть 10 статьи 55.16)
Объем выполняемых работ Стоимость/
совокупный размер обязательств
Взнос в КФ вреда, рублей
1 уровень ответственности не превышает 25 млн. рублей 50 000
2 уровень ответственности не превышает 50 млн. рублей 150 000
3 уровень ответственности не превышает 300 млн. рублей 500 000
4 уровень ответственности 300 млн. рублей и более 1 000 000

Таблица 8: Размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда для членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства

Градостроительный кодекс РФ (часть 12 статьи 55.16)
Объем выполняемых работ Стоимость/
совокупный размер обязательств
Взнос в КФ возмещения вреда, рублей
1 уровень ответственности не превышает 60  млн. рублей 100 000
2 уровень ответственности не превышает 500 млн. рублей 500 000
3 уровень ответственности не превышает 3 млрд. рублей 1 500 000
4 уровень ответственности не превышает 10 млрд. рублей 2 000 000
5 уровень ответственности 10 млрд. рублей и более 5 000 000

С подробным и мотивированным обоснованием позиции автора по данному вопросу можно ознакомиться в полном обзоре правовых проблем применения 372-ФЗ с 01.07.2017 г., который будет размещён в августовском номере журнала «Государственные и муниципальные закупки» (информационный портал www.zakupki-portal.ru), а также в рамках вебинара, который состоится 21.07.2017 г.

Помимо данной проблемы в августовском номере журнала и в рамках запланированного вебинара будут освещены другие проблемы применения 372-ФЗ:

Проблема № 4: Соотношение требований о наличии членства в СРО в области строительства, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий, и требований о лицензировании после 01.07.2017 г.

Проблема № 5: Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования и национальный реестр специалистов в области строительства: что нужно знать заказчику, чтобы правильно сформулировать требования к проекту договора (контракта) после 01.07.2017 г.

Проблема № 6: Постановление Правительства РФ № 570 от 15.05.2017 и приказ Минрегионразвития России № 624 от 30.12.2009 г.: как правильно применять с учётом изменений градостроительного законодательства 

и другие проблемы.

До встречи на ВЕБИНАРЕ! 

P.S.: При использовании статьи (полностью или частично) обязательна ссылка на сайт журнала «Государственные и муниципальные закупки» (информационный портал www.zakupki-portal.ru). 

Автор:

Дон Виктор Викторович, руководитель Центра консультаций по закупкам Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок

Источник: ©Информационный портал zakupki-portal.ru