Новые требования законодательства в сфере закупок строительных и проектно-изыскательских работ с 01.07.2017 г.: краткий обзор правовых проблем применения Закона №372-ФЗ в закупочной деятельности (44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ №615)
С 01.07.2017 г. вступил в силу федеральный закон от 03.07.2016 N 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – 372-ФЗ).
Данный закон внёс изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», касающихся изменений законодательства о саморегулируемых организациях (далее по тексту – СРО) в сфере строительства, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий.
При этом ряд положений этого закона напрямую касается закупочной деятельности заказчиков, осуществляемой в рамках федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ о контрактной системе, 44-ФЗ), федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ о закупках, 223-ФЗ) и постановления Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – ПП РФ № 615).
Большинство специалистов в сфере закупок уже, наверняка, слышали о данных изменениях законодательства РФ о СРО в сфере строительства и столкнулись с проблемами его применения.
Следует отметить, что в интернете в настоящее время содержится очень много информации о данной реформе СРО, которая в основном посвещена особенностям функционирования СРО в сфере строительства, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий, а также новым обязанностям СРО и их членов. При этом исключительно мало какой-либо практически полезной информации, касающейся практики применения новых требований законодательства в сфере закупок строительных и проектно-изыскательских работ с 01.07.2017 г. в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ-615.
Между тем, данная реформа (372-ФЗ) создаёт значительное количество правовых проблем и потенциальных конфликтных ситуаций (споров) между заказчиками, уполномоченными органами, участниками закупок и контрольными органами в сфере закупок.
Настоящая статья подготовлена руководителем Центра консультаций в сфере закупок Балтийского тендерного центра, юристом-практиком Дон Виктором Викторовичем и представляет собой краткий обзор проблем применения федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ при осуществлении закупок в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615.
Полную информацию о содержании проблем применения 372-ФЗ в сфере закупок, в том числе обоснование позиции автора по каждой из проблем, можно получить в августовском номере журнала «Государственные и муниципальные закупки» (информационный портал www.zakupki-portal.ru) либо в рамках вебинара, который будет проводиться 21.07.2017 в 10:00 (организатор – АНО ДПО «БИРПП»).
Суть реформы законодательства о СРО в сфере строительства, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий применительно к сфере закупок в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615
1-Й ПРАКТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЙ АСПЕКТ (ПОЛОЖЕНИЕ) РЕФОРМЫ: С 01.07.2017 Г. ОТ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПКИ НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ СВИДЕТЕЛЬСТВА СРО О ДОПУСКЕ К ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ РАБОТ
С 01.07.2017 года при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также проектно-изыскательских работ заказчики в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615 не вправе требовать от участников таких закупок копию свидетельства СРО о допуске к соответствующим видам работ.
Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» Статья 3.3 1. С 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. |
Право участника закупки – юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по соответствующим договорам, заключаемым с заказчиками в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ № 615, возникает у участника с момента вступления в саморегулируемую организацию (см. часть 1 статьи 55.8 ГрК РФ).
При этом в новой редакции Градостроительного кодекса РФ, действующей с 01.07.2017 г., отсутствует необходимость для участника закупки — юридического лица или индивидуального предпринимателя иметь свидетельство СРО о допуске к отдельным видам работ, предусмотренным приказом Минрегионразвития России от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – приказ Минрегионразвития России № 624).
В отличие от ранее действовавшего законодательства РФ, членство в СРО в сфере строительства, архитектурно-строительного проектирования, инженерных изысканий требуется от участника закупки в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615 ВСЕГДА независимо от того влияют ли выполняемые работы на безопасность объекта капитального строительства или не влияют.
К исключениям из данного правила, когда от участника закупки в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615 не требуется обязательное членство в СРО относятся следующие случаи:
1-е исключение, когда не требуется членство в СРО: договор на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, на выполнение работ по подготовке проектной документации, на выполнение инженерных изысканий заключается не с заказчиком в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615 (см. ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48, ч. 2 ст. 52 ГрК РФ). Например, договоры субподряда между генеральным подрядчиком, генеральным проектировщиком и субподрядчиками (соисполнителями).
2-е исключение, когда не требуется членство в СРО: стоимость работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства по заключённому договору (контракту) не превышает 3 млн. рублей (см. ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ).
3-е исключение, когда не требуется членство в СРО : строительные работы не относятся к строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а являются текущим ремонтом или техническим обслуживанием объекта капитального строительства (см. ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ).
Понятие «капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов)»приведено в пункте 14.2, а понятия «строительство» и «реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов)» содержатся в пунктах 13 и 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии со статьёй 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация построенного, реконструированного, введенного в эксплуатацию здания, сооружения должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Данные работы не относятся к строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства и не требуют для заключения договора (контракта) членства участника закупки в СРО.
4-е исключение, когда членство в СРО не требуется: Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту не выполняются на объектах, не относящихся к объектам капитального строительства (см. ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ).
Понятие «объект капитального строительства» и его признаки приведены в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.
5-е исключение, когда членство в СРО не требуется: Членство в СРО не требуется для отдельных категорий юридических лиц, учреждённых публично-правовыми образованиями в случаях, перечисленных в части 2.1 статьи 47, части 4.1 статьи 48, части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ.
2-Й ПРАКТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЙ АСПЕКТ (ПОЛОЖЕНИЕ) РЕФОРМЫ: С 01.07.2017 Г. ДЕЙСТВУЕТ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ЧЛЕНСТВА СРО В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Это означает, что участник закупки – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства с 01.07.2017 г. должны быть зарегистрированы в СРО субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирован данный участник закупки, как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (см. п. 1 ч. 3 ст. 55.4 ГрК).
В случае невыполнения данного требования о перерегистрации в СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по месту своего нахождения участник закупки подлежит исключению из членов действующей СРО (см. ч. 6, 7 ст. 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).
Региональный принцип регистрации членов СРО — участников закупки не распространяется на проектно-изыскательские работы (действует только для сферы строительства).
3-Й ПРАКТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЙ АСПЕКТ (ПОЛОЖЕНИЕ) РЕФОРМЫ: С 01.07.2017 Г. ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРЕНТЫХ ПРОЦЕДУРАХ ЗАКУПОК У СРО УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ ДОЛЖЕН БЫТЬ СФОРМИРОВАН СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ФОНД ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ДОГОВОРАМ (КОНТРАКТАМ), ЗАКЛЮЧЁННЫМ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНКУРЕНТНЫХ ПРОЦЕДУР ЗАКУПОК
С 01.07.2017 г. СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, архитектурно-строительного проектирования, инженерных изысканий, его члены несут субсидиарную ответственность по договорам (контрактам), заключённым с заказчиками в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615 (статья 60.1 ГрК РФ) с использованием конкурентных способов заключения договоров (контрактов).
Размер субсидиарной ответственности СРО по таким договорам (контрактам) членов СРО установлен в пределах ¼ средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств по возмещению реального ущерба и штрафов (неустоек) за неисполнение договоров (контрактов), заключенных с помощью конкурентных способов.
В целях реализации данной субсидиарной ответственности СРО формирует такой компенсационный фонд обеспечения исполнения договорных обязательств до 01.07.2017 г. путем внесения взносов своих членов в размерах, установленных частями 11 и 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ в зависимости от уровня ответственности (стоимости обязательств) членов СРО.
Таблица 1: Размеры взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств для членов СРО в области архитектурно-строительного проектирования или инженерных изысканий
Градостроительный кодекс РФ (часть 11 статьи 55.16) | ||
Объем выполняемых работ | Стоимость/ совокупный размер обязательств |
Взнос в КФ обеспечения договорных обязательств, рублей |
1 уровень ответственности | не превышает 25 млн. рублей | 150 000 |
2 уровень ответственности | не превышает 50 млн. рублей | 350 000 |
3 уровень ответственности | не превышает 300 млн. рублей | 2 500 000 |
4 уровень ответственности | 300 млн. рублей и более | 3 500 000 |
Таблица 2: Размеры взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств для членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства
Градостроительный кодекс РФ (часть 13 статьи 55.16) | ||
Объем выполняемых работ | Стоимость/ совокупный размер обязательств |
Взнос в КФ обеспечения договорных обязательств, рублей |
1 уровень ответственности | не превышает 60 млн. рублей | 200 000 |
2 уровень ответственности | не превышает 500 млн. рублей | 2 500 000 |
3 уровень ответственности | не превышает 3 млрд. рублей | 4 500 000 |
4 уровень ответственности | не превышает 10 млрд. рублей | 7 000 000 |
5 уровень ответственности | 10 млрд. рублей и более | 25 000 000 |
При отсутствии у СРО участника закупки компенсационного фонда обеспечения исполнения договорных обязательств ему запрещается заключать договоры (контракты) с помощью конкурентных процедур закупок, то есть участвовать в конкурентных процедурах закупок в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ № 615 (п. 1 ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ).
Также участнику закупки запрещается заключать новые договоры (контракты) с помощью конкурентных способов, если совокупный размер обязательств по договорам (контрактам), заключённым с помощью конкурентных способов, превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, то есть заявленный участником закупки уровень ответственности в своей СРО.
В этом случае участник обязан самостоятельно увеличить размер внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена СРО либо он утрачивает право на заключение новых договоров (контрактов) с использованием конкурентных способов заключения договоров (контрактов) — см. п. 2 ч. 3, ч. 5, 6 ст. 55.8 ГрК РФ, по обязательствам, предусмотренным частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.
4-Й ПРАКТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЙ АСПЕКТ (ПОЛОЖЕНИЕ) РЕФОРМЫ: СРО, СФОРМИРОВАВШИЕ КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ФОНД ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮТ МОНИТОРИНГ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ СВОИХ ЧЛЕНОВ, А ТАКЖЕ НАДЕЛЕНЫ ПРАВОМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗАКУПОК И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ ЧЛЕНОВ СРО ПО ТРЕБОВАНИЯМ ЗАКАЗЧИКОВ
СРО самостоятельно осуществляют мониторинг договорных обязательств своих членов по договорам (контрактам), заключённым по результатам конкурентных процедур закупок с помощью реестров договоров, контрактов, заключённых заказчиками и размещённых в единой информационной системе в сфере закупок.
В случае выявления превышения уровня ответственности (совокупного размера обязательств) участника закупки, исходя из которого участником был внесён взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, СРО вправе выдать участнику обязательное для исполнения предупреждение о внесении дополнительного взноса в фонд до следующего уровня ответственности члена СРО.
В связи с тем, что СРО несёт субсидиарную ответственность по договорам (контрактам), заключённых членами СРО с использованием конкурентных способов, оно имеет право подавать иски и участвовать в качестве лица, участвующего в деле при рассмотрении судебных споров о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам (контрактам) своих членов.
Кроме того, СРО имеет право осуществлять общественный контроль в сфере закупок (ч. 11 ст. 55.13 ГрК РФ).
Проблема № 1: Как правильно сформулировать требования к участникам закупки строительных и проектно-изыскательских работ?
При формировании требований к участникам закупок строительных и проектно-изыскательских работ большинство заказчиков, уполномоченных органов в документации о закупке в том или ином виде воспроизводит положения части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ.
Результатом этого является следующая или похожая ошибочная формулировка требований к участникам закупки:
Таблица 3: Пример формулировки требований к участникам закупки строительных работ из аукциона в рамках 44-ФЗ:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, в том числе:
а) участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; б) СРО, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; в) совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов закупок (в том числе с учетом возможного заключения контракта, являющегося предметом настоящего аукциона), не должен превышать уровень ответственности участника закупки по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Указанные требования не применяются в отношении участников аукциона, предложивших цену контракта в размере 3 000 000 рублей и менее, а также в отношении юридических лиц, указанных в пп. 1-4 ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. |
В указанной формулировке заказчиком допущены следующие типичные ошибки, которых необходимо избегать при формировании документации о закупке:
Ошибка № 1: Не учтены положения законодательства о дифференциации объектов капитального строительства с учётом их технической сложности и потенциальной опасности.
Согласно части 5 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ Правительством РФ должны быть установлены минимальные требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.
Такие требования реализованы путём издания постановления Правительства РФ от 11 мая 2017 г. № 559 «Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов» (далее по тексту — ПП РФ № 559), которое вступило в силу с 01.07.2017 г.
В результате требования к членам СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, архитектурно-строительного проектирования, инженерных изысканий дифференцируются с учетом технической сложности и потенциальной опасности по категориям следующих объектов капитального строительства:
1. в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
2. в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);
3. в отношении объектов использования атомной энергии.
Поэтому в документации о закупке заказчику недостаточно указать на наличие у члена саморегулируемой организации права соответственно выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а необходимо уточнить в отношении каких именно объектов капитального строительства:
— либо в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
— либо в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);
— либо в отношении объектов атомной энергии.
Дело в том, что согласно ПП РФ № 559 к членам СРО, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, установлены специальные минимальные требования, которые могут быть увеличены СРО.
Поэтому отсутствие конкретизации в документации о закупке, о том правом выполнения работ на каких именно объектах капитального строительства должен быть наделён участник закупки (на обычных или на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, объектах использования атомной энергии) является ненадлежащим установлением требований к участникам закупки.
Ошибка № 2: Не учтено, что участник закупки при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам имеет право самостоятельно внести указанный дополнительный взнос и только в случае невнесения данного взноса утрачивает право на заключение нового договора (контракта).
Как следует из содержания приведённой формулировки, заказчик полагает, что если в результате заключения договора (контракта) по результатам конкурентной процедуры закупки уровень ответственности участника закупки превысит уровень, исходя из которого был внесён взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, то участник не соответствует требованиям действующего законодательства.
Пример:
Цена контракта на выполнение работ по строительству объекта, заключаемого по результатам аукциона, составляет 70 млн. рублей, что составляет 2 уровень ответственности члена СРО. Участником закупки до проведения данного аукциона был внесён взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в размере 200 000 рублей, что соответствует 1 уровню ответственности члена СРО (стоимость обязательств в пределах 60 млн. рублей).
Исходя из логики разработчика документации о закупке, данный участник не имеет права участвовать в закупке на основании пункта 2 части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ.
Однако, данный вывод является ошибочным по следующим причинам:
Во-первых, он (вывод) прямо противоречит части 6 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой участник закупки не может заключать новые договоры с использованием конкурентных способов, если он не внесёт дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств для повышения ответственности.
Во-вторых, комиссии по осуществлению закупок, рассматривающей заявку, никак не может быть известно исполнены участником закупки полностью или частично договорные обязательства по ранее заключенным договорам (контрактам) с использованием конкурентных процедур закупок.
Такая формулировка создаёт предпосылки для конфликтной ситуации с участником закупки и подачи обоснованной жалобы на действия заказчика, разработавшего и утвердившего документацию о закупке в подобном виде.
С учётом изложенного, представляется более правильной следующие формулировки документации:
Таблица 4: Пример предлагаемой формулировки требований к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства:
1. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки:
1) наличие у участника закупки права выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров
в отношении _______________________________________________________________ (указать категорию объектов капитального строительства: — в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии); — в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии); — в отношении объектов использования атомной энергии).
2) уровень ответственности участника закупки — члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, соответствует требованиям части 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
3) уровень ответственности участника закупки – члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, соответствует требованиям пункта 2 части 3 статьи 55.8 и части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Указанные требования не применяются в отношении участников закупки, предложивших цену договора строительного подряда в размере 3 000 000 рублей и менее, а также в отношении юридических лиц, указанных в части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. |
Таблица 5: Пример предлагаемой формулировки требований к участникам закупки на выполнение инженерных изысканий:
1. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки:
1) наличие у участника закупки права выполнять инженерные изыскания по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров
в отношении _______________________________________________________________ (указать категорию объектов капитального строительства: — в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии); — в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии); — в отношении объектов использования атомной энергии).
2) уровень ответственности участника закупки — члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору на выполнение инженерных изысканий, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, соответствует требованиям части 10 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
3) уровень ответственности участника закупки – члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам на выполнение инженерных изысканий, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, соответствует требованиям пункта 2 части 3 статьи 55.8 и части 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Указанные требования не применяются в отношении юридических лиц, указанных в части 2.1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации. |
Таблица 6: Пример предлагаемой формулировки требований к участникам закупки на архитектурно-строительное проектирование:
1. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки:
1) наличие у участника закупки права осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на подготовку проектной документации, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров
в отношении _______________________________________________________________ (указать категорию объектов капитального строительства: — в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии); — в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии); — в отношении объектов использования атомной энергии).
2) уровень ответственности участника закупки — члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору на подготовку проектной документации, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, соответствует требованиям части 10 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
3) уровень ответственности участника закупки – члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, соответствует требованиям пункта 2 части 3 статьи 55.8 и части 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Указанные требования не применяются в отношении юридических лиц, указанных в части 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации. |
Проблема №2: Какой документ с 01.07.2017 г. подтверждает право участника закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, архитектурно-строительному проектированию, инженерным изысканиям?
В связи с отменой с 01.07.2017 г. свидетельств СРО о допуске к определённому виду или видам работ многие специалисты по закупкам задаются вопросом о том, каким образом проверять соответствие участников закупок строительных и проектно-изыскательских работ новым требованиям.
Весьма популярной в настоящее время является точка зрения, что заменой свидетельства СРО является выписка из реестра членов саморегулируемой организации, которую участник закупки якобы должен предоставлять в составе своей заявки на участие в процедуре закупки.
Форма такой выписки из реестра членов СРО в настоящее время установлена приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.03.2017 № 45921).
Если правомерность истребования данной выписки в рамках Закона № 223-ФЗ у автора вопросов не вызывает, то её истребование в рамках Закона № 44-ФЗ о контрактной системе автору настоящей статьи представляется неправомерным.
В силу прямого указания закона – части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ право на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту возникает с момента вступления в СРО. В день вступления в силу решения саморегулируемой организации о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации саморегулируемая организация размещает такое решение на своем сайте в сети «Интернет», вносит в реестр членов саморегулируемой организации сведения о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, направляет в Национальное объединение саморегулируемых организаций, членом которого она является, уведомление о принятом решении.
Реестр членов СРО представляет собой общедоступный информационный ресурс, размещённый СРО в сети «Интернет» и содержащий систематизированную информацию о членах СРО, а также сведения о лицах, прекративших членство в СРО.
Помимо реестра членов СРО в Российской Федерации соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций на основании пункта 8 части 8 статьи 55.20 Градостроительного кодекса РФ ведётся Единый реестр членов саморегулируемых организаций, утвержденный приказом Ростехнадзора от 25.03.2015 №114 «Об утверждении формы единого реестра членов саморегулируемых организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.04.2015 № 36736).
Единый реестр членов СРО Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации (НОПРИЗ), размещён в сети «Интернет» по адресу: http://nopriz.ru/nreesters/elektronnyy-reestr/
Единый реестр членов СРО Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство (НОСТРОЙ) размещён в сети «Интернет» по адресу: http://reestr.nostroy.ru/reestr
Оба единых реестра содержат всю информацию о членах СРО, которые последние обязаны направлять в Национальное объединение саморегулируемых организаций, и являются доступными для ознакомления без взимания платы.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ выписка из реестра членов СРО не является обязательным документом для участника закупки – члена СРО, поскольку предоставляется только по запросу заинтересованного лица и имеет срок действия не более одного месяца.
В связи с этим правовая позиция заказчиков, уполномоченных органов, требующих у участника закупки указанную выписку из реестра членов СРО при проведении процедур закупок в рамках Закона № 44-ФЗ о контрактной системе представляется не основанной на законе.
С точки зрения автора настоящей статьи, желание заказчиков, уполномоченных органов требовать «бумажку» — выписку из реестра членов СРО обусловлено не требованиями законодательства РФ о контрактной системе, а в большинстве случаев незнанием существования этих Единых реестров членов СРО Национальных объединений саморегулируемых организаций.
Между тем, проверка членов СРО установленным требованиям с помощью функционала Единого реестра членов СРО Национального объединения саморегулируемых организаций не представляет каких-либо объективных проблем для специалиста по закупкам.
Пошаговый алгоритм проверки:
ШАГ 1. Открываем с помощью любого браузера соответствующий Единый реестр членов СРО:
— единый реестр членов СРО НОСТРОЙ – см.: http://reestr.nostroy.ru/reestr ;
— единый реестр членов СРО НОПРИЗ – см: http://nopriz.ru/nreesters/elektronnyy-reestr/ .
ШАГ 2. Вводим данные участника закупки (примечание: проще всего поиск осуществлять по ИНН или ОГРН).
ШАГ 3. Получаем информацию о том членом какого СРО является участник.
ШАГ 4. Смотрим информацию о размере взносов участника закупки в компенсационные фонды СРО.
На представленном скриншоте уважаемый читатель видит картину, которая наблюдается у большинства участников закупок строительных и проектно-изыскательских работ, в том числе и у крупных компаний, после 01.07.2017 г.:
— размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда – 0 рублей;
— размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств – 0 рублей.
При наличии таких данных в Едином реестре членов СРО Национального объединения саморегулируемых организаций никакая выписка из реестра членов СРО не освобождает заказчика, уполномоченный орган от необходимости направления письменного запроса в саморегулируемую организацию и Национальное объединение саморегулируемых организации о предоставлении выписок из реестра членов СРО и единого реестра членов СРО, соответственно.
Даже в том случае, если представленная «бумажка» (например, скан выписки из реестра членов СРО, предоставленная в заявке участника закупки) выглядит очень красиво с точки зрения специалистов заказчика, уполномоченного органа и греет их бюрократическую душу. Непроведение проверки в данном случае может повлечь привлечение к административной ответственности членов комиссии за необоснованный допуск или отказ в допуске участника закупки по результатам рассмотрения заявки.
Поэтому умение пользоваться указанными реестрами (их функционалом) является необходимым навыком для любого квалифицированного специалиста по закупкам после 01.07.2017 г.*
Пояснение: естественно, автором обзора учитывается то, что в период с 01.07.2017 (начала полной реализации 372-ФЗ) указанные реестры работают со сбоями и не все СРО добросовестно исполняют свои обязанности по своевременному предоставлению информации Нациальным объединениям СРО. Однако, как показывает собственный опыт проведения закупок, в подавляющем большинстве случаев информация из указанных Единых реестров членов СРО Нациальных объединений СРО подтверждается и что позоволяет выявить факт подделки свидетельства СРО (с 01.07.2017 г. — скана выписки из реестра членов СРО участниками закупки).
Проблема №3: Применяются ли новые требования к участникам закупок строительных и проектно-изыскательских работ о наличии у СРО, членами которого они являются, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)?
Данный вопрос имеет важнейшее практическое значение. Большое количество договоров (контрактов) на выполнение строительных и проектно-изыскательских работ заключается заказчиками путём осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом в Градостроительном кодексе РФ с 01.07.2017 г. требуется наличие компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств у СРО, членами которого являются участники закупки, только в случае, если договор заключается участником закупки «с использованием конкурентных способов заключения договоров».
Что здесь подразумевает законодатель?
Если исходить из логики авторов реформы законодательства об изменении СРО (372-ФЗ), то ими согласно тем данным, что приводятся Национальными объединениями саморегулируемыми организациями строителей, подразумевались любые закупки в целом в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ № 615.
Однако, в отличие от авторов реформы (372-ФЗ), готовивших эти изменения в законодательство, любой грамотный специалист по закупкам знает разницу между конкурентными и неконкурентными способами закупки (закупкой у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)).
Поэтому если исходить из буквального толкования законодательства наличие компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств требуется с 01.07.2017 г. только для СРО участников конкурентных процедур закупок.
Для участников закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по любым основаниям наличие у СРО участника компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств НЕ ТРЕБУЕСЯ.
Практические примеры:
1-й пример. Закупка строительных работ вследствие аварии в объеме, который необходим для ликвидации ее последствий (пункт 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).
2-й пример. Закупка строительных и проектно-изыскательских работ у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента РФ, либо в случаях, установленных поручениями Президента РФ, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства РФ (пункт 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).
3-й пример. Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, установленных Положением о закупке для заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках.
4-й пример. Закупки строительных работ, а также проектно-изыскательских в случае признания конкурентного способа определения подрядчика несостоявшимся (пункт 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).
Последний пример особенно интересен, поскольку контракт по этому основанию закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается и в тех случаях, когда была подана одна заявка или допущен к участию один участник торгов.
В этом случае в силу прямого указания закона контракт заключается не с использованием конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которые не привели к заключению контракта (не состоялись), а с использованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Поэтому если, например, была подана одна заявка на участие в электронном аукционе или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе был допущен один участник электронного аукциона, то в данной ситуации на этапе рассмотрения вторых частей заявок участник закупки не может быть отклонён комиссией за несоответствие требованию наличия у его СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, поскольку по результатам данного несостоявшегося аукциона не заключается. Основанием заключения контракта в данной ситуации является не несостоявшийся электронный аукцион, а норма закона – пункт 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.
В этих ситуациях заказчику для заключения договора (контракта) с участником закупки информация об уровне его ответственности в рамках компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств не нужна, а нужна информация только об уровне ответственности участника закупки в рамках компенсационного фонда возмещения вреда.
Таблица 7: Размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда в области архитектурно-строительного проектирования или инженерных изысканий
Градостроительный кодекс РФ (часть 10 статьи 55.16) | ||
Объем выполняемых работ | Стоимость/ совокупный размер обязательств |
Взнос в КФ вреда, рублей |
1 уровень ответственности | не превышает 25 млн. рублей | 50 000 |
2 уровень ответственности | не превышает 50 млн. рублей | 150 000 |
3 уровень ответственности | не превышает 300 млн. рублей | 500 000 |
4 уровень ответственности | 300 млн. рублей и более | 1 000 000 |
Таблица 8: Размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда для членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства
Градостроительный кодекс РФ (часть 12 статьи 55.16) | ||
Объем выполняемых работ | Стоимость/ совокупный размер обязательств |
Взнос в КФ возмещения вреда, рублей |
1 уровень ответственности | не превышает 60 млн. рублей | 100 000 |
2 уровень ответственности | не превышает 500 млн. рублей | 500 000 |
3 уровень ответственности | не превышает 3 млрд. рублей | 1 500 000 |
4 уровень ответственности | не превышает 10 млрд. рублей | 2 000 000 |
5 уровень ответственности | 10 млрд. рублей и более | 5 000 000 |
С подробным и мотивированным обоснованием позиции автора по данному вопросу можно ознакомиться в полном обзоре правовых проблем применения 372-ФЗ с 01.07.2017 г., который будет размещён в августовском номере журнала «Государственные и муниципальные закупки» (информационный портал www.zakupki-portal.ru), а также в рамках вебинара, который состоится 21.07.2017 г.
Помимо данной проблемы в августовском номере журнала и в рамках запланированного вебинара будут освещены другие проблемы применения 372-ФЗ:
Проблема № 4: Соотношение требований о наличии членства в СРО в области строительства, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий, и требований о лицензировании после 01.07.2017 г.
Проблема № 5: Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования и национальный реестр специалистов в области строительства: что нужно знать заказчику, чтобы правильно сформулировать требования к проекту договора (контракта) после 01.07.2017 г.
Проблема № 6: Постановление Правительства РФ № 570 от 15.05.2017 и приказ Минрегионразвития России № 624 от 30.12.2009 г.: как правильно применять с учётом изменений градостроительного законодательства
и другие проблемы.
До встречи на ВЕБИНАРЕ!
P.S.: При использовании статьи (полностью или частично) обязательна ссылка на сайт журнала «Государственные и муниципальные закупки» (информационный портал www.zakupki-portal.ru).
Автор:
Дон Виктор Викторович, руководитель Центра консультаций по закупкам Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок
Источник: ©Информационный портал zakupki-portal.ru