Водоканалам предлагают дать возможность проводить закупки по нормам Закона №223-ФЗ.

44-ili-223

Не первый раз приходится сталкиваться с последствиями поспешного принятия Федерального закона от 03.07.2016 №321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц», согласно положениям которого государственные и муниципальные унитарные предприятия должны вести закупочную деятельность в рамках Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Ранее мы писали о принятии Федерального закона от 07.06.2017 №108-ФЗ, которым были внесены поправки в Закон №44-ФЗ и Закон №223-ФЗ, устанавливающие исключение государственных и муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих фармацевтическую деятельность из под действия Закона №44-ФЗ и их перевода на закупки в рамках Закона №223-ФЗ.

В данной статье речь идет о законопроекте № 231707-7 О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статьи 15 и 112 Федерального закона » О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым предложено разрешить государственным и унитарным предприятиям, осуществляющим деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения вести закупочную деятельность, руководствуясь положениями Закона №223-ФЗ.

Однако, сразу хочется заострить внимание уважаемого читателя на том, что разрешить проводить закупки таким ГУПам и МУПам в соответствии с положениями Закона №223-ФЗ, предложено только в тех случаях, когда закупка осуществляется этими предприятиями не за счет средств, получаемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Извлечение из пояснительной записки к законопроекту № 231707-7
Распространение положений Федерального закона №44- ФЗ на все закупки унитарных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, повлекло возникновение ряда проблем, которые, в конечном итоге, влекут невозможность обеспечения бесперебойной подачи воды, а, в ряде случаев, сказывается на качестве воды. В силу того, что предприятия, осуществляющие деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, являются предприятиями жизнеобеспечения, все их проблемы отражаются на гражданах Российской Федерации.

Изначально заявленные цели перевода всех закупок предприятий, в том числе осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, под сферу действия Федерального закона №44-ФЗ — обеспечение конкуренции и прозрачности закупок- не дают экономического эффекта и не обеспечивают критерии надежности и качества. Кроме того, сравнительная статистика закупок за 6 месяцев 2017 года показывает, что Федеральный закон №44-ФЗ не обеспечивает ни рост конкурентных процедур, ни рост экономии. Более того, ряд неотложных дорогостоящих работ, которые необходимы для функционирования системы водоснабжения и водоотведения, и которые ранее выполнялись за счет внебюджетных средств, стали невозможны к выполнению по причине неприемлемых условий, установленных Федеральным законом №44-ФЗ.

Так, например, в Саратовской области срочно необходимо отремонтировать два водовода со 100- процентным износом, идущие по телу плотины. Процедуру закупки невозможно провести уже в течение шести месяцев. Работы до конца ремонтного сезона не будут выполнены, так как на сегодняшний день даже не заключен контракт.

Увеличилось количество поставок некачественного товара (работ, услуг), в результате чего срывается подготовка систем водоснабжения и водоотведения к зимнему периоду.

Критическая ситуация сложилась в отношении закупок соли на производство хлора и химических реагентов, которые обеспечивают качество питьевой воды. Товар проверенных поставщиков (производителей), а также сертифицированный, проверенный в лабораториях товар, теперь не может попасть на предприятия, осуществляющие деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, так как он не является самым дешевым. Как результат: снижение качества воды, образование твердых накоплений и отложений в оборудовании и трубах, что приводит их преждевременному износу.

Согласно пункту 8 статьи 17 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в редакции, действующей с 01.01.2017 года, план закупок формируется государственными унитарными предприятиями в соответствии с требованиями настоящей статьи. Пункт 4 вышеуказанной статьи предписывает формировать планы закупок на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Согласно пункту 7 данной статьи, план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями положения бюджетного законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем, ряд государственных и муниципальных унитарных предприятий в сфере водоснабжения и водоотведения не являются получателем бюджетных средств.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 113 Гражданского кодекса РФ, пункту 1 статьи 2 Федерального закона 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Согласно пункту 4 статьи 8 указанного закона, государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам).

Государственные и муниципальные предприятия в сфере водоснабжения и водоотведения, в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», обеспечивают реализацию приоритетной задачи государства по обеспечению населения питьевой водой и услугами по водоотведению. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», население должно обеспечиваться бесперебойным круглосуточным холодным водоснабжением и водоотведением с постоянным соблюдением соответствия качества холодной воды требованиям санитарных правил и норм.

Внесенные изменения Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» из-за длительности процедур и недопустимости указания наименования товара влекут отсутствие возможности у унитарных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, эффективно реагировать на воздействие факторов внешней среды таких как: резкий перепад температуры, обильные осадки, резкое ухудшение качества водоисточников, изменение химического состава воды в водоисточниках и пр.

Установленный Федеральным законом №44-ФЗ запрет на указание наименования товара также влечет невозможность осуществления строительно-монтажных работ на сетях водоснабжения и водоотведения, проектная документация по которым согласована учреждением государственной экспертизы с конкретными наименованиями, что ставит под угрозу срыва качество и сроки проведения таких работ.

Учитывая изложенное в пояснительной записке, авторы законопроекта № 231707-7 считают, что принятие предложенных поправок в Закон №44-ФЗ и Закон №223-ФЗ позволит государственным и муниципальным предприятиям, осуществляющим деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения оставаться конкурентоспособными с иными коммерческими организациями и достигать целей, в соответствии с которыми данные унитарные предприятия были созданы.

Автор: Скульбин Георгий

©Информационный портал закупок

Текст законопроекта № 231707-7 О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статьи 15 и 112 Федерального закона » О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Проект вносится

Членами Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации

А.В. Кутеповым, С.П.Горячевой,

С.А. Поповым, В.В. Лаптевым,

А.П. Майоровым, Д.Ю. Василенко

Проект № 231707-7

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статьи 15 и 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4571; N 50, ст. 7343; 2012, N 53, ст. 7649; 2013, N 23, ст. 2873; N 27, ст. 3452; N 51, ст. 6699; N 52, ст. 6961; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3950; N 29, ст. 4375; 2016, №27, ст. 4169, 4254; 2017, №1, ст. 15; №24, ст. 3477) следующие изменения:

1) Пункт 5 части 2 статьи 1:

а) дополнить подпунктом «г» следующего содержания:

«г) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственными, муниципальными унитарными предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения;»;

2) статью 8 дополнить частями 14 и 15 следующего содержания:

«14. До 1 декабря 2017 года государственные, муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки для осуществления закупок, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в 2017 году.

15. Государственные, муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, вправе осуществлять закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом после размещения положения о закупке и плана закупки в единой информационной системе.»

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 27, ст. 3480; № 52, ст. 6961; 2014, № 23, ст. 2925; 2015, № 1, ст. 51; № 29, ст. 4342, 4375; 2016, № 15, ст. 2058; № 27, ст. 4254; 2017, № 1, ст. 15; №24, ст. 3477) следующие изменения:

1) в статье 15: а) часть 2.1 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственными, муниципальными унитарными предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения.»;

б) в части 3 слова «пунктах 1 — 3 части 2.1» заменить словами «пунктах 1 — 4 части 2.1»;

2) статью 112 дополнить частью 43 следующего содержания:

«43. До 1 декабря 2017 года государственные, муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, вправе изменить правовой акт, регламентирующий в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» правила закупки, для осуществления закупок, предусмотренных пунктом 4 части 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона, в 2017 году.».

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации