Внесены изменения в закон о контрактной системе: Федеральный закон № 390-ФЗ от 29.12.2015 г.

krizis_44fz

29 декабря 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации — pravo.gov.ru опубликован Федеральный закон от 29.12.2015 года № 390-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данным федеральным законом с 01.01.2016 года вносятся следующие изменения в действующее законодательство о контрактной системе:

1-Й И САМЫЙ ВАЖНЫЙ БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: Продление до 2017 года антикризисных мер в сфере государственных и муниципальных закупок

Продлевается на 2016 год действие антикризисных мер, в соответствии с которыми допускается предоставление заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) отсрочки уплаты неустоек и (или) осуществление списания начисленных сумм неустоек, а также изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта и (или) цены контракта (примечание: часть 6.1 статьи 34, часть 1.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе действуют до 01.01.2017 года).

Правительство Российской Федерации вправе определить в 2016 году случаи и условия, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в документации о закупке (примечание: часть 2.1 статьи 96  Закона № 44-ФЗ о контрактной системе действует до 01.01.2017 года).

Кроме того, заказчик  обязан в 2016 году осуществлять реструктуризацию задолженности коммерческих банков в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий, предоставленных в качестве обеспечения исполнения контракта (примечание: часть 11 статьи 96 из диспозитивной (права заказчика) превратилась в императивную норму (обязанность заказчика) и  действует до 01.01.2017 г.).

2-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: Технические изменения, направленные на  упрощение участия в государственных и муниципальных закупках предпринимателей

Федеральным законом упрощается порядок оформления заявок на участие в конкурсах в части требований к оформлению документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе.  Так, участнику закупки предоставляется право приобщить к заявке платёжное поручение о перечислении обеспечения заявки на участие в конкурсе без отметки банка или  не заверенную банком копию  платёжного поручения.

Ранее на территории Российской Федерации сложилась противоречивая судебная  и административная практика по вопросу применения пункта 5 части 2 статьи 51 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе:

— в одних субъектах Российской Федерации контрольные и судебные органы считают, что участники конкурса обязаны предоставлять платёжное поручение о перечислении обеспечения заявки или его копию только  с оригинальной отметкой банка, в других — можно предоставлять любое платёжное поручение или его копию, в том числе не заверенные банком, так как юридически значимым действием является сам факт поступления денежных средств на счёт заказчика до рассмотрения заявок.

Внесённое изменение в закон устраняет это противоречие в правоприменении и облегчает оформление заявок на участие в конкурсах в этой части.

Кроме того, изменена формулировка пункта 2 части 10 статьи 31 Закона 44-ФЗ о контрактной системе.

Согласно новой формулировке закона заказчик или комиссия по осуществлению закупок обязаны отстранять от участия в закупках лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), только самих производителей лекарственных препаратов при превышении ими их предельных отпускных цен, указанных  в государственном реестре предельных отпускных цен производителей.

Помимо данного ограничения для производителей лекарственных препаратов  планируется введение аналогичного ограничения и для любых участников закупок  при крупных закупках лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта (далее по тексту — НМЦК):  -для федеральных нужд — с НМЦК более 10 млн руб., а для нужд субъектов РФ или муниципальных — с НМЦК, превышающей размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и составляет не более 10 млн. рублей (примечание: данная правка в статью внесена в связи с обоснованным замечанием  одного из читателей статьи).

Авторами законопроекта предполагалось, что изменения будут распространяться на закупки, извещения о которых будут размещены (или приглашения принять участие разосланы) после 1 января 2016 года. Однако, данная норма с 01.01.2016 года не может применяться заказчиками, так как в Федеральном законе от 29.12.2015 года № 390-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» допущена следующая техническая ошибка (опечатка), которая делает невозможным его применение в данной части:

Авторы законопроекта забыли или не знали  о том, что с 01.01.2016 г. Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее по тексту — ООС)  выводится из эксплуатации и все извещения об осуществлении закупок, в том числе указанных ими лекарственных препаратов, будут размещаться на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее по тексту — ОС ЕИС). В частности, в указанном федеральном законе указано, что  после 01.01.2016 г. заказчики будут размещать извещения об осуществлении закупок лекарственных препаратов ЖНВЛП на выведенном из эксплуатации ООС без ссылки на  официальный сайт единой информационной системы (см.  внимательно часть 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2015 года № 390-ФЗ).

Данная опечатка, по нашему мнению,  является грубейшей ошибкой со стороны авторов законопроекта, которая делает невозможной применение этой нормы закона и влечёт необходимость срочной корректировки  закона в этой части.

См. текст Федерального закона от 29.12.2015 года № 390-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

P.S.: После размещения статьи поступила информация от сотрудника Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, из которой следует, что Департамент не имеет никакого отношения к указанной в тексте статьи ошибки с указанием в части  2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2015 года № 390-ФЗ вместо официального сайта единой информационной системы в сфере закупок ООС, выводимого из эксплуатации после 01.01.2016 г..  Из представленных документов следует, что ошибка (опечатка)  была допущена на стадии принятия законопроекта в Государственной думе.  В связи с этим Балтийский тендерный центр и автор статьи приносит свои извинения сотрудникам Департамента развития контрактной системы и мысленно желает всего хорошего тому неизвестному герою бумажного труда, который допустил данную ошибку.

Автор:

Дон Виктор Викторович,  директор специализированной организации «Балтийский тендерный центр», юрист-практик

Источник: ©Балтийский тендерный центр