Суд объяснил, почему отказал разработчику ПО «МойОфис» в иске против Минстроя.

arb-msk

Арбитражный суд Москвы опубликовал мотивировочную часть своего решения по делу ООО «Новые облачные технологии» (разработчик офисного пакета «МойОфис», внесенного в реестр отечественного ПО) против Минстроя. В удовлетворении иска отказано по формальным основаниям – истец не участвовал в конкурсе, условия которого оспаривает.

В марте стало известно, что разработчику отечественного офисного пакета программ было отказано судом в признании недействительными результатов конкурса Минстроя на оказание услуг по предоставлению (продлению) неисключительных прав (лицензий) на использование программного обеспечения Microsoft.

Согласно опубликованному решению, суд установил, что истец участником аукциона не являлся, заявку на участие в аукционе не подавал, следовательно, его права либо законные интересы нарушены не были.

«Нарушение порядка проведения торгов не может являться основанием для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки», — говорится в заключении суда.

Согласно позиции разработчика «МойОфис», Минстрой специально установил в документации об аукционе избыточные и несоответствующие объективным потребностям ответчика требования к закупаемому программному обеспечению, относящемуся к классу «Офисные приложения», которые в совокупности свойственны только одному ПО конкретного производителя — корпорации Microsoft.

Что Минстрой хотел от офисного пакета
  • возможность программирования макросов на языке Visual Basic;
  • получение данных при помощи PowerPivot (средства расширенной аналитической обработки данных электронных таблиц);
  • наличие средств и инструментов для создания презентаций (включая презентации PowerPoint, в том числе форматов .ppt и .pptx без необходимости конвертирования форматов) и др.

По мнению истца, у ответчика нет «объективных потребностей» в приобретении программного обеспечения с заявленными в конкурсе характеристиками на каждое из 400 рабочих мест (столько лицензий закупал Минстрой).

Какие вожделения в отношении офисного пакета Минстроя в «Новых облачных технологиях» считают нездоровыми
  • функциональная характеристика «Возможность программирования макросов на языке Visual Basic» может применяться только очень ограниченным количеством сотрудников ответчика, так как предназначена исключительно для программистов (сотрудников IT-отдела) и требует специальных знаний в области программирования, что делает данный функционал невостребованным для подавляющего большинства сотрудников ответчика;
  • характеристика «Получение данных при помощи PowerPivot (средства расширенной аналитической обработки данных электронных таблиц)» может применяться только очень ограниченным количеством сотрудников ответчика, занимающихся аналитической обработкой данных, так как предназначена для обработки больших объемов данных, что делает данный функционал невостребованным для подавляющего большинства сотрудников ответчика;
  • средства и инструменты для создания презентаций могут применяться только очень ограниченным количеством сотрудников ответчика, так как создание презентаций как способ предоставления информации является узкоспециализированной обязанностью отдельных категорий персонала ответчика.

Напомним, что антимонопольная служба России в сентябре 2016 года посчитала, что обоснование невозможности соблюдения запрета на иностранного ПО составлено в этом конкурсе с нарушениями, вследствие чего Минстрой стал первым госзаказчиком, обвиненным ФАС в незаконной закупке импортного ПО. Нарушения были выявлены при рассмотрении обращения в ФАС компании «Новые облачные технологии».

Также недавно ФАС впервые отменила закупку продукции Microsoft по жалобе отечественного разработчика — компании «Новые облачные технологии».

Минувшей осенью, напомним, в ФАС России поступило обращение, содержащее указание на наличие признаков нарушения законодательства о контрактной системе при осуществлении на общую сумму начальных (максимальных) цен контрактов около 770 миллионов рублей закупок ПО в различных субъектах РФ. На основании данного обращения ФАС провела более 40 внеплановых проверок соблюдения заказчиками требований, предъявляемых к программному обеспечению, комментировали ранее D-Russia.ru в ФАС.

Проверки установили, что государственные заказчики не соблюдают запрет на допуск к участию в торгах иностранного ПО и не исполняют требование обосновывать невозможность соблюдения такого запрета в необходимых случаях. Материалы дел были переданы в территориальные органы ФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении госзаказчика к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Автор: Татьяна Костылева

Источник: Экспертный центр Электронного государства