Минфин предлагает снизить возможность аффилированности заказчика с поставщиком.

konflikt-interesov

Министерством финансов Российской Федерации на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен законопроект с идентификационным номером 01/05/08-17/00070095. Документ предполагает внесение изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части расширения термина «выгодоприобретатель».

Действующей редакцией Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ предусмотрен запрет на участие в закупках юридических и физических лиц, участие которых в закупках может привести к появлению конфликта интересов между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно пункту 9 статьи 31 Закона №44-ФЗ, выгодоприобретатель – это физическое лицо, владеющее напрямую или косвенно (через юридическое лицо или нескольких юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в его уставном капитале.

Пункт 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ (в действующей редакции)
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц — участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, — участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

Авторы законопроекта предлагают дополнить механизм запрета участия в закупках юридических лиц, имеющих конфликт интересов с заказчиком, в части расширения термина «выгодоприобретатель» по аналогии с термином «бенефициарный владелец» (ПП РФ от 31.07.2017 г. №913) в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».

Для этого, пункт 9 части 1 статьи 31 необходимо дополнить условием, при котором выгодоприобретателями также признаются физические и юридические лица, обладающие возможностью определять решения, принимаемые другим хозяйственным обществом посредством:

  • распоряжения более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;
  • осуществления функций исполнительного органа юридического лица.
Пункт 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ (в предложенной редакции)
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц — участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, — участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества, либо обладающие возможностью определять решения, принимаемые другим хозяйственным обществом, посредством действий, указанных в части 8 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Недопустимость участия таких физических и юридических лиц в закупках по мнению Минфина должна положительно отразиться на развитии добросовестной конкуренции и сократит возможности аффилированности заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Взаимодействие ЕИС с информационными системами

Статью 31 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предлагается также дополнить положением, которое будет устанавливать взаимодействие единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) с различными информационными системами. Такие системы должны позволить провести проверку участников закупок на предмет их возможной аффилированности и круга аффилированных лиц применительно к сфере закупок товаров, работ, услуг, наличия или отсутствия конфликта интересов заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Перечень информационных систем, связанных с единой информационной системой в сфере закупок, а также порядок их взаимодействия с ЕИС должно будет утвердить Правительство Российской Федерации.

Документ размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов 9 августа 2017 года и проходит на данный момент процедуру общественного обсуждения текста проекта, закончится данный этап 23 августа 2017 года.

Автор: Скульбин Георгий

©Информационный портал закупок

Текст проекта Федерального закона О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Вносится Правительством

                                                                                    Российской Федерации

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 

О внесении изменений в статью 31 Федерального закона
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд»

Статья 1

Внести в статью 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 27, ст. 3480; № 52, ст. 6961; 2014, № 23, ст. 2925; № 30, ст. 4225; № 48, ст. 6637; № 49, ст. 6925; 2015, № 1, ст. 11, 51, 72; №10, ст. 1393, 1418; № 27, ст. 2022, 3979, 4091, № 29, ст. 4342, 4353, 4375; 2016, № 1, ст. 10, 89; № 11, ст. 1493; № 15, ст. 2058, 2066; № 23, ст. 3291, № 26, ст.3872, 3890; № 27, ст. 4199, 4247, 4253, 4254, 4298; 2017, № 1, ст. 15, 30, 41) следующие изменения:

1. Пункт 9 части 1 после слов «в уставном капитале хозяйственного общества» дополнить словами «,либо обладающие возможностью определять решения, принимаемые другим хозяйственным обществом , посредством действий, указанных в части 8 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;».

2. Дополнить новой частью 8.1 следующего содержания:

«8.1. Проверка участников закупок на предмет
их соответствия требованиям, указанным в пункте 9 части 1 настоящей статьи, в том числе в целях определения аффилированности и круга аффилированных лиц применительно к сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществляются заказчиком, в том числе посредством информационного взаимодействия единой информационной системы с информационными системами при их наличии. Перечень информационных систем, подлежащих интеграции с единой информационной системой, а также порядок взаимодействия таких информационных систем с единой информационной системой, определяется Правительством Российской Федерации. ».

3. Части 8.1 и 8.2 считать частями 8.2 и 8.3 соответственно.

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года за исключением пункта 2 статьи 1 вступающего в силу с 1 января 2020 года.

Президент

Российской Федерации