Госзаказчик может включить в контракт условие о том, что аванс является коммерческим кредитом.

Mineconom2

Как считает Минэкономразвития, определение в контракте такого условия не противоречит Закону N 44-ФЗ и ГК РФ. Ведомство пришло к этому выводу, рассмотрев следующую ситуацию: условие о коммерческом кредите включено в контракт, заключенный по итогам электронного аукциона.

Полагаем, рекомендации министерства применимы и к закупкам, осуществляемым иными способами. Следовательно, условие о том, что аванс является коммерческим кредитом, можно включить в любой контракт, заключенный по 44-ФЗ.

Документ: Письмо Минэкономразвития России от 21.03.2017 N Д28и-1347

Источник: Консультант Плюс

 

Текст письма Минэкономразвития России от 21.03.2017 N Д28и-1347

 

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 марта 2017 г. N Д28и-1347

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение, перенаправленное письмом Минюста России от 31 января 2017 г. N 09-11081/17, по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 21 Закона N 44-ФЗ в план-график включается в том числе информация в отношении каждой закупки о размере аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).

Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 статьи 21 Закона N 44-ФЗ. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены (часть 11 статьи 21 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Пунктом 1 статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлено, что договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

Таким образом, коммерческий кредит в данном случае является одним из условий основного договора, предусматривающего поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и не образует отдельного кредитного договора по смыслу статьи 819 ГК РФ, обязательной стороной которого является профессиональный участник кредитных отношений — банк или иная кредитная организация (кредитор). При этом обязательства по коммерческому кредиту возникают не автоматически, а в результате достижения соглашения об этом, следовательно, предусмотренная договором уплата аванса (предварительной оплаты) представляет собой коммерческий кредит, если подобное условие платежей определено в договоре как его предоставление.

Учитывая изложенное, а также то, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, определение в контракте условия о том, что осуществляемый по контракту авансовый платеж является коммерческим кредитом, не противоречит требованиям ГК РФ и Закона N 44-ФЗ и может применяться к правоотношениям сторон контракта, поскольку соглашение о предоставлении коммерческого кредита достигнуто сторонами и определено в контракте, заключенном по результатам электронного аукциона, осуществленного в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ и требованиями, установленными в документации о закупке.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента

развития контрактной системы

М.В.ЧЕМЕРИСОВ

21.03.2017