ФАС России уточнена необходимость исполнения разъяснений для государственных и муниципальных заказчиков.

petrosian-rachik

Данное письмо является реакцией ведомства на публикацию «Эксперт: письма ФАС о взаимозаменяемости не обязательны к исполнению», размещенную на сайте «Фармацевтический вестник» 28 марта 2017 года, содержащую заявление главного консультанта НОЧУ ДПО «ИНКОНТЕХ» Константина Петрова о том, что «государственные заказчики могут не обращать внимание на письма о взаимозаменяемости того или иного лекарственного препарата, которые публикует ФАС России».

У ФАС РФ на это высказывание нашлись свои доводы и контраргументы. В частности, ведомство указывает, что оно дает разъяснения в целях предотвращения возможных нарушений Федерального закона от 05.03.2013 № 44-ФЗ и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ в рамках полномочий, предусмотренных пунктами 5, 9 части 2 Закона о защите конкуренции. В данном конкретном случае речь идет о разъяснениях по вопросам формирования документации на закупку лекарственных препаратов для государственных и муниципальных заказчиков, исполнение которых позволяет государственным и муниципальным заказчикам минимизировать риски нарушения Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции.

ФАС России указывает, что несмотря на то, что данные документы не являются нормативными правовыми актами, они издаются в рамках действующего законодательства и содержат правовую позицию антимонопольного органа и способствуют единообразной практике применения законодательства в сфере закупок, а также профилактике правонарушений в порядке адвокатирования конкуренции.

©Информационный портал закупок

Извлечение из письма ФАС РФ «О необходимости исполнения разъяснений ФАС России».

В связи с публикацией 28.03.2017 на официальном сайте газеты «Фармацевтический Вестник в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» статьи под заголовком «Эксперт: письма ФАС о взаимозаменяемости не обязательны к исполнению», содержащей заявление главного консультанта НОЧУ ДПО «ИНКОНТЕХ» Константина Перова о том, что «государственные заказчики могут не обращать внимание на письма о взаимозаменяемости того или иного лекарственного препарата, которые публикует ФАС России», Федеральная антимонопольная служба сообщает следующее.

ФАС России в целях предотвращения возможных нарушений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «0 контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «0 защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) в рамках полномочий, предусмотренных пунктами 5, 9 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции, издает разъяснения по вопросам формирования документации на закупку лекарственных препаратов для государственных и муниципальных заказчиков, исполнение которых позволяет государственным и муниципальным заказчикам минимизировать риски нарушения Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции.

Таким образом, разъяснения ФАС России, несмотря на то, что не являются нормативными правовыми актами, издаются в рамках установленных законодательством Российской Федерации полномочий, содержат правовую позицию антимонопольного органа, способствуют формированию единообразной правоприменительной практики и профилактике правонарушений в порядке адвокатирования конкуренции.

В отношении «экспертной позиции» сотрудников НОЧУ ДПО «ИНКОНТЕХ» в вопросах взаимозаменяемости лекарственных препаратов ФАС России обращает Ваше внимание на следующее.

Статья 27.1 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон об обращении лекарственных средств) устанавливает, что взаимозаменяемость лекарственных препаратов для медицинского применения определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 № 1154, пунктом 4 которого Федеральная антимонопольная служба наделена полномочием давать разъяснения по применению указанных   правил.   Реализуя   данное   полномочие   ФАС России разъясняет следующее.

Определение      взаимозаменяемости       лекарственных       препаратов      для медицинского применения в рамках реализации статьи 27.1 Закона об обращении лекарственных средств осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в целях включения информации о взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения в государственный реестр лекарственных средств с 1 января 2018 года.

Формирование указанного государственного информационного ресурса позволит обнародовать сведения о взаимозаменяемых лекарственных препаратах, находящиеся в регистрационных досье соответствующих лекарственных препаратов. ФАС России полагает, что опубликование сведений о взаимозаменяемых лекарственных препаратах должно положительно отразиться на состоянии конкуренции на соответствующих товарных рынках, в том числе за счет предоставления пациентам, медицинским работникам, государственным и муниципальным заказчикам общедоступного информационного ресурса, позволяющего оперативно принимать решения о замене одного лекарственного препарата другим.

Вместе с тем ФАС России обращает Ваше внимание, что определение товара, взаимозаменяемых товаров, товарного рынка, в том числе товарного рынка соответствующего лекарственного препарата в целях осуществления государственного контроля за соблюдением физическими лицами, хозяйствующими субъектами, органами власти, органами местного самоуправления, иными лицами антимонопольного законодательства Российской Федерации, а    также     при     осуществлении     контроля     за     соблюдением государственными и муниципальными заказчиками законодательства Российской Федерации о закупках относится к исключительной компетенции антимонопольного органа и осуществляется в соответствии   с   приказом ФАС России от 28.04.201 О № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Таким образом, позиция главного консультанта НОЧУ ДПО «ИНКОНТЕХ» Константина Перова, изложенная в указанной статье, основана на неверном толковании норм материального права, направлена на дискредитацию правовых основ антимонопольного регулирования и введение в заблуждение государственных заказчиков и поставщиков лекарственных препаратов.

На основании изложенного в соответствии со статьей 25.7 Закона о защите конкуренции Федеральной антимонопольной службой в адрес главного консультанта НОЧУ ДПО «ИНКОНТЕХ» Константина Перова направлено предостережение от 19.04.2017 № ИА/26336/17 о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Дополнительно    ФАС    России    предлагает    руководству    НОЧУ    ДПО «ИНКОНТЕХ» принять исчерпывающие меры по недопущению публичных высказываний сотрудников НОЧУ ДПО «ИНКОНТЕХ», призывающих государственных   заказчиков   к   неисполнению   законодательства   Российской Федерации.

Р.А. Петросян